Дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов детей на свои вопросы: «Почему?» и «Как?».
Наблюдение, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности, самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания. Задача взрослого помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 5-10 минут и быть яркими, интересными. Следует планировать кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, так как дети этого возраста быстро утомляются, внимание их неустойчиво.
При организации наблюдения должна всегда соблюдаться данная последовательность:
— устанавливаются факты;
— формируются связи между частями объекта;
— идет накопление представлений у детей;
— проводятся сопоставления;
— делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Поэтому важно всегда обращать внимание детей на жизнь вокруг, ведь именно через процесс познания дети развиваются.
Репортаж подготовила Ямщикова Анжелика Дмитриевна, воспитатель.