Версия сайта
для слабовидящих

"Народное искусство и детское творчество"

  сб., 15.01.2022

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного воспитания детей младшего и дошкольного возраста.

  

В народном искусстве обобщены  представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни.
Каждый образ в народе имеет своё значение, символ. 
Так, например,

Птица – это символ счастья, радости. 
Птиц мы встречаем на полотенцах, на досках, на посуде;
Конь – это символ солнца;

Медведь – символ могущества, пробуждения природы;

Баран и корова олицетворяют собой плодородие;

Козёл – добрую силу, олень – изобилие.
     

   

 

 Издавна предметы быта расписывались различными узорами (орнаментом), что тоже являлось своеобразной символикой:

волнистая линия - символизировала воду;

две параллельные линии и точки между ними – землю и зёрна;

точки, капли, косые линии – дождь;

спирали – ход солнца по небу, космос;

ромбы – плодородие;

 круги –идею совершенства, солнце, дом;

 кресты – веру;

наклонные кресты – связь солнца с огнём.

Конечно, сегодня смысл этой символики утрачен, однако образы, о которых говорилось, входят в нашу жизнь с самого детства. Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей.
Сегодня практически в каждом дошкольном образовательном учреждении имеются различные предметы народного декоративно-прикладного искусства.

   

             Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии). Отбираются доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки.

При ознакомлении  с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства, детям даются некоторые сведения о промысле, назначении предметов; материалах, из которых они сделаны; характерных признаках. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на предмете).
Экскурсии вне детского сада – в музеи искусств, краеведческие музеи, выставочные залы, в мастерскую художника – приобщат детей к прекрасному, покажут значение коллекций. 
В музее ребёнок совсем  по-иному увидит знакомые произведения искусства, познакомится с новыми. 
Это вызовет радость, гордость за свой народ!

Консультация подготовила Анисимова Лариса Борисовна, воспитатель.

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: