Версия сайта
для слабовидящих

Как разговорить малыша?

  вт., 20.10.2020

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов в развитии ребенка. Она играет исключительную роль в жизни человека. Первоначальный и бесценный опыт ребенок получает в семье. Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее важным условием и способом развития речи. Особенное значение имеет речь мамы, являющейся для ребенка источником жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных.

Родители наших дошколят часто обращаются с разными вопросами. Одним из распространенных вопросов, волнующий родителей в последнее время: - «Почему он молчит? Как разговорить малыша?» Еще не так давно вы радовались первому «агуканью» и лепету новорожденного. Но вот малышу уже два или три года, а он не умеет полностью произносить слова, а тем более развернутые предложения. Тому есть несколько объяснений: Во-первых, индивидуальные особенности развития. Очень часто девочки начинают разговаривать раньше мальчиков. Кроме того, нередко поздноговорящие дети долго молчат, а потом вдруг за считанные дни начинают говорить сразу целыми предложениями. Во-вторых, очень важно, как проходила ваша беременность, как развивался ребенок на первом году. В-третьих, экологическая обстановка (а то, что она стала хуже, это факт, и это не может положительным образом влиять на наших деток). В-четвертых, степень вашего участия в развитии ребенка. Задержку в развитии речи могут вызывать также неправильные методы воспитания. К ним относятся такие крайности, как недостаточное внимание к ребенку. Когда родителям не до ребенка. Родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с малышом заниматься, разговаривать, играть, гулять, петь песенки. То есть стимулировать появление речи. А вернувшись с работы, родители предпочитают смотреть новости, фильмы, слушать музыку... Так что вместо мамы и папы у ребенка главный «источник» информации - телевизор. А он блокирует внимание, перегружает мозг ребенка, фактически тормозит развитие.  Еще одна крайность - чрезмерная опека. Мама крохи с самого рождения понимает своё чадо буквально без слов и выполняет любое желание ещё до того, как тот успел его выразить.  Такие родители готовы все делать за малыша сами: даже говорить. Поэтому у ребенка просто нет стимула говорить, его и так понимают, а что не понятно, можно и жестами объяснить, поэтому они начинают разговаривать поздно, мало, вяло и с неохотой.

Существуют простые рекомендации, с помощью которых можно развить у малыша речевой навык, побудить его к общению и расширить словарный запас. Развитие мелкой моторики рук, т.к. на кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Здесь помогут занятия с конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина, шнуровки, пальчиковые краски, раскрашивание, рисование…Следите за состоянием лор-органов (должно быть носовое дыхание) и зубов (при чистке зубов в игре массируйте язычок ребенка зубной щеткой) ; категорически недопустимы сосание сосок и питье из бутылочек с сосками, сосание пальца,  т.к это приводит к дефектам прикуса; Приучайте ребенка к твердой пище, обращайте внимание на качество актов жевания и глотания; Развивайте слуховое восприятие. Ребенку должны быть доступны к восприятию всевозможные шумы, как образцы звуков – голоса животных, птиц, скрипы, удары, стуки, звук мотора, свист, звон колокольчика, тикание часов. Необходимо задавать различный ритм этим подражаниям – это стимулирует развитие темпо-ритмических характеристик языка (сильные-слабые доли + тактильное участие) . Во время общения и игр с ребенком (даже с самым маленьким) проговаривайте вслух все, что вы делаете. Если кроха просит что-то и показывает на игрушку, просите его повторить за вами "дай", "вот". Задавайте простые вопросы, чтобы развить понимание, и сами на них отвечайте, если ответа нет ("Где мама?" - "Вот мама", "Кто-то?" - "Это папа"). Вопросов должно быть немного, чтобы не "перезагрузить" малыша. Выражайте радость и хвалите карапуза за любую попытку ответа. Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. Следовательно, ни в коем случае не коверкайте слова, считая, что так вас будет легче понять. Необходима правильная речь, чтобы малыш мог имитировать ваши фразы. Обращаясь к ребенку, говорите чуть медленнее обычного, четко, ясно проговаривая слова и фразы. 

Не игнорируйте своего ребенка, слушайте, когда он обращается к Вам!

Ограничьте просмотр телевизора. Это чудо-техники, без которого мы уже не представляем свою жизнь, совсем не способствует разговорчивости ребенка. Постоянная смена картинок, яркие краски, порой незамысловатый сюжет, привлекают всех без исключения детей. Но с той нагрузкой, которую испытывает нервная система, справиться малышу нелегко. Будет лучше пользы, если вы вместе с ним почитаете сказку, послушаете любимые песенки или разыграете свою историю с помощью пальчикового театра. Но все же главное - это ваше общение с малышом, ваш личный пример. Не забывайте, что ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужны время, терпение и система.

Успехов вам и больше веры в себя и возможности в своего ребенка.

Материал подготовила учитель-логопед Жайворонок Оксана Борисовна.

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: