Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени Т.В. Синицкая
Развитие понимания речи
Обучать ребенка:
1. Находить предметы, игрушки по просьбе педагога.
2. По инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
3. Показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
4. Понимать обобщающие категории:
5. Показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией:
Действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети - глазки? Вот они! Затем включить в работу инструкции с 2-3 действиями (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше.)
Задания по речевой инструкции, включающие пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.).
6. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).
7. Дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.
8. Понимать категории единственного и множественного числа существительных, глаголов.
9. Различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
10. Понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу.
11. Отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
12. Понимать функциональное значение предметов. По просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).
13. Определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).
Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить ребенка:
1. Называть родителей, родственников (мама, папа, баба).
2. Называть имена друзей, кукол.
3. Вызывать речевые подражания на гласных звуках и их сочетаниях (Катя поет: а-а-а; Поезд гудит: у-у-у; Петрушка удивляется: о-о-о; Мышка пищит: и-и-и; В лесу кричат: ау; Малыш плачет: уа; Ослик кричит: иа.)
4. Закрепить произнесение одних и тех же слогов: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!;
5. Вызывать звукоподражания голосам животных и звукам окружающего мира
Развитие общих речевых навыков
Формирование оптимального для речи типа физиологического диафрагмального дыхания.
1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох):
· Без речевого сопровождения (например, «Понюхаем цветок», «Кораблики» и др.)
С речевым сопровождением
2. Развивать силу голоса (тихо - громко) и модуляции голоса (высоко - низко).
3. Вырабатывать правильный умеренный темп речи (речь с движением, пение с движением).
4. Формировать первичные представления об интонационной выразительности речи посредством эмоционального чтения ребенку: потешек, стихов, сказок.
5. Формировать умение передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы.
6. Обучать интонационному подражанию голосам животных и птиц.
7. Обучать воспроизводить интонационно-ритмический рисунок слова с одновременным отстукиванием слогов движениями руки.
8. Обучать выразительному рассказыванию потешек, небольших стихотворений, сказок.
9. Активизировать движения артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения в игровой форме артикуляционных упражнений по подражанию:
Развитие фонематического слуха
1. Учить ребенка различать неречевые звуки и их направление:
Звуки музыкальных инструментов, разных предметов (кубики, бумага)
2. Обучать дифференциации на слух:
· существительные, названия которых отличаются одним звуком. Ребенок показывает названные логопедом картинки: мышка — миска; крыша — крыса; дочка — точка;
· существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко-слоговой структуре: осел — козел; ослик — козлик; газон — вагон; змея — земля; воз — нос;
3. Учить ребенка на слух выделять звуковые комплексы «Укачивание куклы (а-а-а-а)», «Больное ушко (о-о-о-о)», «Эхо» (заблудились в лесу - ау), «Плаксивый малыш» (уа-уа) среди других звукосочетаний.