Версия сайта
для слабовидящих

Что предпринять родителям

  ср., 20.10.2021

Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка.

При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании.

Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Классификация алалии

В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В. А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

Экспрессивную (моторную) алалию. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным.

Импрессивную (сенсорную) алалию. При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.

Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.

1 Неврологическое обследование. Необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга.

2 Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и др. исследований слуховой функции. Нейропсихологическое обследование включает диагностику слухоречевой памяти.

3 Логопедическое обследование. Начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и так далее) проводится по схеме обследования при ОНР.

Рекомендации родителям при подозрении на моторную алалию у ребенка

Ребенок не стремится общаться с детьми и взрослыми, его речь значительно отличается от нормы, иногда ее просто невозможно понять. Хотя ребенок понимает все, что ему говорят, сам он разговаривает на одном ему понятном языке, нервничает, когда его просят сказать или повторить за взрослыми что-нибудь, молчит, или уходит.

Что предпринять родителям при подозрении

на речевую патологию у их ребенка

Признаки, по которым можно предположить, что у ребенка моторная алалия:

• Он не может повторить за взрослым движения губами или языком, потому что не понимает, как это можно сделать.

• Ребенок не может самостоятельно переключиться из одного положения артикуляционной гимнастики к другому, например, улыбнуться, а потом показать язычок, ему приходится помогать себе руками. Эти дети неуклюжи и неловки, их пальцы с большим трудом выполняют точные движения (выкладывание фигур из мозаики, нанизывание предметов на шнурок, застегивание и расстегивание пуговок и т. д.).

• У детей с моторной алалией страдает внимание, они часто отвлекаются, не могут до конца дослушать инструкцию.

Главные помощники мам и пап детей, которым при логопедическом обследовании поставили это диагноз: детский невропатолог, логопед и психолог-дефектолог.

Работа логопеда с ребенком-алаликом проходит поэтапно. Не нужно бояться логопедической диагностики, с ее помощью специалист внимательно исследует все речевые проявления ребенка, наметит путь эффективной коррекции.

Медикаментозная терапия, прописанная невропатологом, поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга. В сопровождении такой терапии эффективность занятий с логопедом и психологом значительно возрастает, поэтому было бы неразумно отказываться от предложенного врачом лечения.

Самая безответственная тактика – ожидание того, что ситуация разрешится сама собой, и ребенок вдруг заговорит. Каждый месяц промедления без коррекции в раннем дошкольном возрасте может стоить 1-2 лет в период школьного обучения. Между тем, если сочетать лекарственную терапию с коррекционной работой специалистов и перестроить общение родителей с ребенком в соответствии с их рекомендациями, во многих случаях можно добиться значительного прогресса и практически полностью исправить ситуацию.

Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией:

• Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;

• Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;

• Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;

• Словосочетания нужно повторять несколько раз;

• К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы. Здесь применяется тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.

Чего делать нельзя:

Недопустимо требовать от ребенка назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей. Нельзя давать слишком много речевого материала.

Не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова – заменители. Он должен слышать только правильно звучащую речь. Речевой фон должен быть ясным, чистым и понятным ребенку;

Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;

Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.

Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями.

Стимулируйте речевое развитие, путем тренировки движений пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание; активные упражнения пальцев рук.

В старшем возрасте, кроме «пальчиковой гимнастики» надо развивать мелкую моторику рук, используя работу: с массажными мячиками, колечками; с мелкими предметами; тренажёры-игрушки со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками телефонов, замочками и ключиками к ним; аппликацию; лепку; конструктор; «Мозаику»; «Пазлы»; «Lego» и т. п.

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но это не так. Родителям нужно осознать, что не стоит перекладывать на логопеда весь груз ответственности за развитие речи ребенка с моторной алалией. Родителям необходимо создать насыщенную речевую среду для своего ребенка, изменить систему семейного воспитания в пользу речевого развития.

Материал подготовила учитель-логопед Жайворонок О. Б.

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: