27 марта - Всемирный день театра. Театр творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, придает уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.
Одежда и обувь – важная часть нашей жизни. Она не только защищает нас от холода и дождя, но и делает нас красивыми и стильными. Давайте узнаем больше о разных видах одежды и обуви!
Светофор – большой помощник,
Лучший друг для всех в пути.
Он всегда предупреждает
Цветом, можно ли идти.
В тихой тундре, в белой тундре.
Ничего от глаз не спрячешь, оттого-то знают в тундре -
Кто ты есть и что ты значишь (А.Кымытваль)
Весна – замечательное время года ! С ее приходом все вокруг преображается, природа оживает, настроение становится радостнее, солнечнее.
|
«Левополушарные» и «правополушарные» - в чем их разница?вс., 21.10.2018Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова Долгое время в истории физиологии левое полушарие человека считалось главенствующим и доминантным. При доминировании левого полушария в большинстве случаев ведущей оказывается правая рука, то есть большинство «левополушарных» людей – правши. Левое полушарие остается главенствующим, поскольку в нём сосредоточено управление важными психическими функциями сознания, контроля, речи и абстрактного мышления, а также ведущей правой руки. Но развитие науки показало, что и правое полушарие выполняет огромную роль в управлении подсознательными психическими процессами. практической наглядной деятельностью, интуицией, музыкальным и художественным творчеством, образным мышлением. Правое полушарие обладает способностью регулировать биоритмы, «создавать» сновидения и вытеснять из сознания неприятные переживания, а также способность возбуждать активность левого полушария, определять продолжительность сна, внушаемость и подверженность гипнозу. У каждого третьего человека вообще нет преобладания одного из полушарий. У остальных людей можно говорить об активности того или иного полушария. Среди «левопулашарных» личностей много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко это люди подчёркнуто рациональны и рассудительны. Много и охотно пишут, свободно запоминают длинные тексты, владеют иностранными языками, речь их грамматически правильна. Характерны заострённое чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. «Левополушарные» последовательны в действиях и поступках, хорошо прогнозируют будущее, критичны, склонны к язвительной иронии и сатире. А каковы же «правополушарные», среди которых много художников, артистов, музыкантов, мастеров на все руки и экстрасенсов? Речь их эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией. В ней нет особой «выстроенности», возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки, проглатывание окончаний. В начале обучения чтению и письму они могут читать или писать «наоборот» (справа налево, зеркально), пропускать буквы, не заканчивать слова, особенно в состоянии утомления. Им удобнее диктовать текст, чем писать, В то время как «левополушарным» легче писать, чем диктовать. Как правило, «правополушарные» целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы и внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, как впрочем, приходить в состояние гнева и ярости. Но не стоит думать, что все изобретатели, исследователи, выдающиеся учёные – исключительно левополушарные. Гениальный Эйнштейн в возрасте 4-х лет ещё не умел говорить, в школе обнаруживал неважные способности по математике и физике. Зато потом он создал теорию относительности, всплеск гениальности, особого нетрадиционного видения мира и его законов. И в жизни он не был «застёгнут на все пуговицы», слыл большим шутником, одевался как художник, играл на скрипке, вёл себя крайне непринуждённо, широко пользовался жестами и рисунками для выражения своих мыслей. При вскрытии его правое полушарие оказалось значительнее больше левого. К «правополушарным» отнесены Вагнер, Дебюсси, Скрябин, Чайковский, Шопен, Шумен, а к «левополушарным» – Бах, Гендель, Мендельсон, Прокофьев, Шестокович. При рождении у человека оба полушария функционально одинаковы. Дифференциация их становится отчасти заметной к концу первого года жизни, когда ребёнок произносит первые слова – одно из полушарий начинает развиваться стремительнее. Следующим толчком к активизации левого полушария, или, точнее, её выражением, будет проявление у ребёнка чувства «Я» осознания себя. В это время, в 2 года, максимально выражено упрямство. Поскольку у мальчиков процесс разделения функций идёт сравнительно быстрее, чем у девочек, то и упрямство у них в этом возрасте заметнее. Из этого следует то, что 2 года – самое неподходящее время для борьбы с упрямством детей, их развивающимся чувством «Я». Ведь здесь упрямство имеет не только психологические, но и физиологические корни. Набраться терпения, одновременно необходимо представить больше возможностей, эмоционально двигательной разрядки негативных чувств в играх детей. В последующие годы нарастание активности левого полушария происходит вместе с появлением сложных понятий, развитием абстрактного мышления, умением считать и писать. Здесь опять впереди – мальчики: уже к 6-ти годам левое полушарие у них может быть активнее, чем у девочек. Девочки же до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга, эквивалентность его половин. Бывают случаи, когда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и художественно-одарённых мальчиков дифференциация мозга идёт по такому же пути, как у девочек. У них дольше сохраняется «правополушарная» специализация мозга: и здесь любое чрезмерное давление родителей при раннем обучении чтению и письму может привести к перенапряжению ещё неокрепшего, а тем более не доминирующего левого полушария. Его утомление, в свою очередь, ещё больше затруднит усвоение правил грамматики, письма, чтения, таблицы умножения, и тех математических понятий, которые связаны с присущему левому полушарию функциями. А пока, до школы, особенно не допустимо раннее (тем более насильственное обучение тех детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни, или сейчас не выговаривают ряд звуков). Это означает, что у них, как у большинства тех, кто пользовался левой рукой, по-прежнему доминирует правое, неречевое полушарие. А родителям следует знать, что надо повременить со своими требованиями. А когда дойдёт дело до школы, не ругать и не наказывать детей, что, они «не так пишут», «не так читают и считают». От этого дети заниматься лучше не будут, зато опасность невроза станет намного реальнее. Не требовать нужно, а помогать, хвалить – пусть даже за небольшие успехи. Именно поэтому не нужно поддаваться и давлению некоторых «левополушарно» ориентированных учителей, которые требуют от родителей принять незамедлительные меры по устранению леворукости ребенка. Ведь гораздо важнее психическое здоровье детей, нежели соответствие некому надуманному стандарту.
|