Версия сайта
для слабовидящих

Умные карты

  пн., 23.03.2020

Интеллектуальные карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Автор этого метода известный психолог Тони Бьюзен. Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира. Отличительное свойство методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему, обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые) слова. Запоминаемость материала и способность к воспроизведению существенно увеличивается за счет создания глубокого впечатления при использовании при построении карт зрительных образов. Регулярное использование интеллект- карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

  • наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
  • привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
  • запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
  • своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
  • творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
  • возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Советы по составлению интеллектуальной карты:

- В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).

- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра   ответвления.

- Для каждого ответвления пишется ключевое слово и фраза.

- Добавляются символы и иллюстрации.

- Записи делаются разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ  (печатными) буквами.

- Важные идеи записываются более крупным шрифтом. 

- Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.

- Для выделения определенных элементов или идей используются   линии произвольной формы

- Используются разноцветные ручки, выводятся из «главной идеи» линии (ветви), каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы.

- Каждая ветвь подписывается.

- Чтобы назвать ветвь необходимо подобрать ключевое слово.

Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика

При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями: метод позволяет воспринимать изучаемый материал как единое целое. Постоянное использование методики позволяет сделать мышление более организованным, четким, логичным.

В результате предполагается следующий порядок работы.

  1. Выделение основных ключевых понятий по теме.
  2. Название картинок, изображенных на карте.
  3. Составление предложений по каждой ветке.
  4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Последовательность занятий по развитию связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертывания» плана высказывания (теория «Поэтапного формирования умственных действий», разработанная психологом П.Я.Гальпереным).

Применения метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения. Ребенок будет лучше запоминать лексику, составлять предложения и рассказ, т.е. мыслить радиантно, на основании естественных законов мышления. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

В процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают средства, позволяющие самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи дети с применением интеллект-карт опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать.

 Подготовила  учитель-логопед Осколкова Л.А.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: