Интеллектуальные карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Автор этого метода известный психолог Тони Бьюзен. Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира. Отличительное свойство методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему, обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые) слова. Запоминаемость материала и способность к воспроизведению существенно увеличивается за счет создания глубокого впечатления при использовании при построении карт зрительных образов. Регулярное использование интеллект- карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.
Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
- наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
- привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
- запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
- своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
- возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Советы по составлению интеллектуальной карты:
- В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).
- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления.
- Для каждого ответвления пишется ключевое слово и фраза.
- Добавляются символы и иллюстрации.
- Записи делаются разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ (печатными) буквами.
- Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
- Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.
- Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы
- Используются разноцветные ручки, выводятся из «главной идеи» линии (ветви), каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы.
- Каждая ветвь подписывается.
- Чтобы назвать ветвь необходимо подобрать ключевое слово.
Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика
При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями: метод позволяет воспринимать изучаемый материал как единое целое. Постоянное использование методики позволяет сделать мышление более организованным, четким, логичным.
В результате предполагается следующий порядок работы.
- Выделение основных ключевых понятий по теме.
- Название картинок, изображенных на карте.
- Составление предложений по каждой ветке.
- Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.
Последовательность занятий по развитию связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертывания» плана высказывания (теория «Поэтапного формирования умственных действий», разработанная психологом П.Я.Гальпереным).
Применения метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения. Ребенок будет лучше запоминать лексику, составлять предложения и рассказ, т.е. мыслить радиантно, на основании естественных законов мышления. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.
В процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают средства, позволяющие самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи дети с применением интеллект-карт опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать.
Подготовила учитель-логопед Осколкова Л.А.