Версия сайта
для слабовидящих

Значение фольклора в развитии речи детей

  сб., 20.10.2018

Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени Т.В. Синицкая

Фольклор – это народное устное и музыкальное творчество. В силу возраста маленьким детям куда проще и легче воспринимать различные формы фольклора, в особенности устные.

Существуют различные жанры фольклора, которые используются не только для развлечения, но и для развития ребенка в целом:

  1. потешки,
  2. поговорки,
  3. скороговорки,
  4. загадки,
  5. сказки,
  6. считалки.

И это еще далеко не все формы фольклора. Как правило, с самого маленького возраста детей начинают знакомить именно со сказками и песенками наследия русской культуры. Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности в детском саду, так и в совместной деятельности детей раннего возраста и родителей.

Сами народные песенки и сказки очень просты в понимании для ребенка и в то же время имеют свой богатый эмоциональный и культурный запас. Главной развивающей функцией потешек и песенок является формирование способности различать и уметь улавливать различия в почти одинаковых или отличающихся на одну букву словах и как следствие подготавливает ребенка к развитию звукопроизношения и расширяет его словарный запас.

Присказкой или поговоркой проще всего научить ребенка выговаривать сложные для него звуки и их сочетания, например: травушка-муравушка, птичка-синичка и так далее. Овладение родным языком и палитрой звуков особенно важно для развития ребенка дошкольного возраста.

Так же при помощи различных форм фольклора дети учатся выражать различные эмоции и придавать словам эмоциональную окраску. А ведь правильно поставленная речь очень важна в современном мире, да и имея развитую речь ребенку куда проще будет находить контакт с другими детьми.

Предлагаю потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают положительные эмоции,

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка - пригожий

Находясь в выходные дома целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях предлагаю ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:

Это ты, а это я

Ты хороший у меня.

Мой подарок дорогой

И не нужен мне другой!

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки). Укладывая детей спать, создавайте для них ощущение тепла и уюта, напевая колыбельные песенки:

Люли, люли, люленьки

Прилетели гуленьки

Стали гули ворковать

Стал Ванюша засыпать

Также подобраны потешки для подъема детей, так как не все дети с охотой встают. Утром, когда ребёнок просыпается, поприветствуйте его пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

Если с точки зрения полезности, скрытой в красоте, посмотреть на весь детский фольклор, то увидите, что помимо прочей информации, народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым. В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями.

Малые формы фольклора можно использовать и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться, постарайтесь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них.

Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее:

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот- с левой ножки.

Приучая детей мыть руки, лицо, постарайтесь вызвать у них положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопроводите такими потешками как:

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Все это помогает детям запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды когда читаешь потешку начинают, есть с удовольствием:

Умница Сашенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Подводя итог, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Он не только развивает устную речь малышей, но также позволяет обучить их нравственным нормам.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: