Версия сайта
для слабовидящих

Использование проектного метода в логопедической работе

  чт., 18.10.2018

Осколкова Л.А., учитель-логопед

МАДОУ ЦРР – д/с № 50 г. Тюмени

Немецкий педагог начала 19 века Адольф Дистервег писал: «Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ребенка наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет». Оказать существенную помощь в решении этой проблемы, остающейся актуальной до сих пор, особенно для педагогов коррекционной школы, может проектный метод. Каково же место проектного метода в воспитательно-образовательном процессе, в работе учителя-логопеда в частности? Работа логопеда при внедрении проектного метода имеет свои особенности, так как конечным продуктом является формирование речевой деятельности ребенка. Причем, проект не должен быть самоцелью, т. е. включение обучающихся в проект рассматривается как возможность предоставления им опыта достаточно самостоятельной речевой деятельности.

Задача учителя-логопеда в этом случае состоит в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту детей, так сформулировать цели предстоящей работы, чтобы они были доступны, понятны и, что не менее важно, интересны и значимы для детей данной возрастной категории. У дошкольников с ТНР отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования речевой деятельности. Вследствие чего нарушается контроль над собственной речью. Наблюдается прямая зависимость между уровнем мотивации к исправлению речевых дефектов и сформированностью саморегуляции речевой деятельности. Их мотивы отличаются примитивной эмоциональной окраской, они нестойкие, ситуативные. Расстройства речи носят стойкий характер, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют эффективность и результативность коррекционной работы. Педагогам необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Усвоенные в логопедическом кабинете речевые навыки исчезают у данной категории детей в других ситуациях, на другом речевом материале. Трудности в речевом плане пугают их, а некоторым лень напрягаться, другие считают это ненужным Каковы же возможности использования элементов проектной деятельности в практике учителя-логопеда? Дети, в большинстве случаев, положительно относятся к логопедическим занятиям, это связано с занимательной формой проведения занятий, необычностью обстановки, новизной заданий и т. д. Введение в логопедическую практику элементов проектного метода позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, но и актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике, повышать учебную мотивацию.

Метод проекта имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся и на их коллективную деятельность— парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. На логопедических занятиях такое проектирование возможно только в краткосрочном варианте, занимать 2–3 занятия, одну неделю. Деятельность учителя-логопеда играет ведущую и направляющую роль. Также требуется тщательная дозировка заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие составляющие. Это позволяет повысить значимость у ребенка собственных достижений. Логопед самостоятельно дозирует объем заданий, организует пошаговое сопровождение детей. Это позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование личности в целом.

Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развитияПри выборе темы, цели, задач предстоящего мероприятия необходимо ориентироваться на характер речевого нарушения, этап коррекционной работы, возрастные и индивидуальные особенности, а также на способности и возможности. Приступая к проектированию, следует учесть, что интересы у данной категории детей ситуативны. Поэтому, если тема проекта выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких — либо проектах в дальнейшем. Полезность в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывать» их на некую свою цель. Задача учителя-логопеда не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации. Таким образом, проектно-исследовательский метод в работе учителя-логопеда позволяет планомерно раскрыть содержание материала, благоприятно сказывается на развитии связной речи детей, раскрепощает их речевую активность, приучает делать необходимые выводы на основе проводимых исследований и последовательно, осознанно оречевлять производимые ими действия.

Проект «Путешествие в страну Грамматики»

Цель: упражнение детей в правильном звукопроизношении в занимательных для детей видах деятельности; Цель перед детьми: отправиться в страну Грамматики (используя карту-путеводитель); Масштаб проекта: временной — неделя. Задачи: Развивать умения различать гласные и согласные звуки. Развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни. Воспитывать желание говорить правильно и красиво. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Прививать любовь к родному языку. Воспитывать общительность, коммуникабельность в ситуациях, возникающих в жизни. Во время «путешествия» дети «побывают» в гостях у умелых пальчиков и веселых язычков «прогуляются» по «улице потешек, чистоговорок, скороговорок», по «улице волшебных палочек и слов», и узнают много интересного. Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту приглашаются гости (педагоги), родители. Вначале мы объясняем, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проектов яркая, интересная, продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. Таким образом, можно сказать, что выбранная технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития школьника:

-расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

-совершенствовать звуковую сторону речи;

- развить способность к словотворчеству;

- формировать личностные качества ребенка. 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: