Версия сайта
для слабовидящих

Использование мяча в коррекционной работе.

  чт., 18.10.2018

Осколкова Л.А., учитель-логопед

МАДОУ ЦРР – д/с № 50 г. Тюмени

Зачем ребенку мяч? Многие родители незаслуженно пренебрегают простыми незамысловатыми игрушками, отдавая предпочтение игрушкам усложненным, отвечающим всем современным тенденциям в развитии детей. На самом деле, зачастую, чем проще игрушка, тем она лучше! Тем больше возможностей для развития она предоставляет. В сложных же игрушках заложено ограниченное количество вариантов игр с ними. А простые открывают перед нами и нашими детьми бескрайний простор. Именно тем и хороши мячики!

Трудно отыскать более веселую и радостную детскую игрушку, чем мячик. Мячиков много не бывает! Это самая древняя и любимая игрушка разных народов мира. Его обожают и девочки, и мальчики, и даже взрослые. Не многие игрушки можно отнести к возрастной категории «от 0 до 99+». А еще с ним можно придумать просто безграничное количество игр. Мяч по праву можно отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Это одна из первых подвижных игрушек, которую легко и просто освоить малышу.

Первое знакомство крохи с мячом способствует сенсорному развитию. Сначала малыш рассматривает яркий мячик. Потом начинает толкать ручками и ножками мяч, подвешенный перед ним, и прислушивается к звуку спрятанного в нем бубенчика. А когда ребенок уже может взять игрушку в руки, начинается развитие тактильных ощущений и массаж пальчиков (если поверхность мяча фактурная). А затем уже наступает и пора активных игр. Конечно, во время игры с мячом малыш будет постоянно его бросать и догонять, приседать и наклоняться за ним. Согласитесь, отличная комплексная гимнастика для вашего чада, которая задействует практически все мышцы организма. При этом и общая активность ребенка повышается. Игры с мячом требуют точности и аккуратности. Как результат, улучшается координация движений, развивается глазомер, ребенок обучается ловкости и меткости. И чем чаще малыш будет практиковаться в играх с мячом, тем больше будут его успехи. Однако возможности этой игрушки отнюдь не исчерпываются физическим развитием. Да, совершенствуется крупная и мелкая моторика (движения кистей рук и пальчиков). Но, как известно, развитие моторики благотворно влияет и на развитие речи и общем интеллектуальном развитии детей. Игры с мячом учат мыслить, развивают внимание, наблюдательность, память, способствуют пополнению словарного запаса. Благодаря своей простоте мяч позволяет ребенку в полной мере проявить свою фантазию и воображение. Отсюда и появляются бесконечные разнообразные вариации игр с мячом.

Игры в мяч способствуют установлению контакта с другими участниками игры, помогают научиться общаться. Ведь играть в мяч в одиночку совсем неинтересно! Тут нужна компания! А, значит, нужно учиться знакомиться, общаться с другими детьми и взрослыми. Кроме того, игры с мячом могут служить «фоном» для обучения ребенка в веселой и увлекательной форме. Даже если просто кидать или катать мяч друг другу, можно попутно повторять цвета, вспоминать счет и понятия «большой», «маленький», «средний» и т.п. А вы знали обо всех этих возможностях самых обычных мячиков?

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

• «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.

• «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.

• «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.

• «Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ( [д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).

• «Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.

• «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова» - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.

• «Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.

• «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.

• «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.

• «Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.

Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков

• « С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.

• «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.

• «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.

• «Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши ).

• «Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).

• «Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.

• «Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи

• «Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.

• «Мяч бросаю, диких животных называю».

• «Мяч передаю, деревья назову».

•«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).

• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.

• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).

• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.

• «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.

• «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.

• «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.

• «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.

• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.

Игры с мячом для развития мелкой моторики

• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».

• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.

• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.

• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.

• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.

• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.

• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.

   Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. Надеюсь, что игры с использованием мяча помогут воспитателям проводить занятия более интересно и занимательно.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: