Жайворонок Оксана Борисовна
учитель-логопед
Логопедический массаж - это активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию и профилактику различных речевых расстройств.
Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.
Массаж мышц речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
Обычно предполагают, что проводиться такой массаж будет исключительно специалистом. Но овладеть самостоятельно, в домашних условиях приемами массажа языка зубной щеткой могут и родители. Они просты, но, между тем, довольно эффективны. Включение их в структуру ежедневных домашних заданий поможет существенно сократить период коррекционного воздействия.
Для массажа, проводимого в домашних условиях, рекомендуется использовать зубную щетку с подушечкой для чистки языка. Зубную щетку можно заменить на массажер для языка - «языкочистку», который продается в некоторых аптеках.
Массаж должен выполняться перед проведением артикуляционной гимнастики в течение 4-6 минут.
Оборудование: индивидуальная зубная щетка, салфетка для фиксации языка
Ребенка усадить, попросить, чтобы он положил широкий расслабленный язык на нижнюю губу (взрослый салфеткой удерживает кончик языка ребенка).
- «Язычок проснулся и потянулся»
Тыльной стороной щетки водить от середины языка к кончику
- «Солнышко»
Щеткой водить по направлениям от центра к периферии (не задевать корень языка!)
- «Елочка»
Сначала водить щеткой по длине языка, потом по боковым краям языка от центра к периферии
- «Ветер дует вправо»
Водить щеткой горизонтальными линиями слева направо
- 5. «Дым идет из трубы»
Зигзагообразные движения щеткой по поверхности языка от корня к кончику
- «Ветер дует влево»
Водить щеткой горизонтальными линиями справа налево
- «Капает дождик»
Поколачивать по языку щетинкой щетки
- «Листики падают с деревьев»
Поколачивать по языку тыльной стороной щетки
- «Большая лужа»
Тыльной стороной щетки водить кругообразными движениями по часовой стрелке
«Осенняя сказка»
Проснулся Язычок, потянулся (упражнение № 1).
Выглянул Язычок в окошко – солнышко светит! (упражнение № 2)
Под окном росла елочка, с пушистыми ветвями (упражнение № 3).
Вдруг подул сильный ветер, и елочка наклонилась вправо (упражнение № 4).
Видит Язычок дым идет из печной трубы (упражнение № 5).
Вдруг ветерок подул влево, и елочка наклонилась влево (упражнение № 6).
Солнышко спряталось за тучку, и пошел сильный дождь (упражнение № 7).
Падают на землю осенние листики (упражнение № 8).
Дождь идет, и под окном разлилась большая лужа (упражнение № 9).
«Зимняя сказка»
Проснулся Язычок и нежится в постельке (упражнение № 1).
Выглянул Язычок в окошко – снег идет (упражнение № 7).
Вышел Язычок на прогулку, а на улице ветер дует (упражнение № 4).
Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).
Вдруг ветерок подул влево, и дым наклонился влево (упражнение № 6).
Лужа под окном замерзла, стал Язычок кататься на ней (упражнение № 9).
А еще во дворе была большая горка (сделать языком «горку»).
Стал Язычок на санях с горки кататься! (тыльной стороной щетки водить по «горке» сверху – вниз).
Весь в снегу Язычок!
Стал он варежками снег с шапки сбивать (упражнение № 8).
Почистил Язычок свой комбинезон и пошел домой (упражнение № 1).