Версия сайта
для слабовидящих

Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности на тему: "Посуда"

  ср., 20.01.2021

Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности на тему: "Посуда" 

Рекомендации учителя-логопеда Жайворонок О. Б.

1.Научить ребёнка классифицировать и называть посуду:

-Посуда, которую мы держим только на кухне - это посуда (какая?) — Кухонная.

- Покажи и назови кухонную посуду.

-Посуда, которую мы ставим на стол, когда обедаем - это посуда (какая?)

- Столовая.

- Покажи и назови столовую посуду.

- Посуда из которой мы чай пьём — это посуда (какая?) — чайная.

- Покажи и назови чайную посуду.

2.Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «один», «одна», «одно». Поиграть в игру «Один - одна - одно».

- Про какую посуду скажем «один»?

- Один бидон, бак, ковш, нож, чайник, бокал, самовар.

- Про какую посуду скажем «одна»?

-  Одна сковородка, кастрюля, поварёшка, супница, тарелка, ложка,

вилка, чашка, кружка, ваза.

- Про какую посуду скажем «одно»?

- Одно ведро, блюдце. 

3. Учить ребёнка образовывать родительный падеж единственного числа существительных с предлогом «У»

Поиграть в игру «Не ошибись»

- У какой посуды есть ручка? — У чайника, у чашки...

- У какой посуды есть: крышка, носик?

4. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественно числа существительных. Поиграть в игру «Чего в магазине много?»

- У тебя одна чашка, а в магазине много (чего?) - В магазине много чашек.

Много: бидонов, баков, вёдер, ковшей, сковородок, кастрюль, поварёшек, супниц, ложек, вилок, тарелок, чайников, блюдеи, бокалов, кружек, ваз, самоваров.

5. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных. Поиграть в игру «Какая посуда?»

Из дерева — деревянная      серебра — серебряная     Для кухни - кухонная

хрусталя - хрустальная      глины – глиняная      чая - чайная

стекла — стеклянная          золота — золотая    столовой - столовая

металла – металлическая  фарфора — фарфоровая        кофе — кофейная 

6. Выучить стихотворение

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли! Кашу сладкую варите.

Не ворчите вы, кастрюли! Кашу сладкую варите

Не ворчите, не шипите, Наших детушек кормите. 

7. Отгадать загадку.

   Из  горячего  колодца  через  нос  водица  льётся.

                                                                                      (Чайник)

8. Составить предложения  с  предлогом  в, упражнять  в  словообразовании.

   В  какую  посуду  кладут …  (хлеб,  горчицу,  перец,  салат,   конфеты,  соль,  молоко,  селедку,  масло)?

   Что  кладут  в  салатник  (селедочницу,  солонку,  маслёнку,  сухарницу)?

    Что  наливают  в  супницу  (молочник,  соусницу,  кофейник,  чайник)? 

9. Объясните  ребёнку  значение  слов:  «картофелечистка»,  «овощерезка»,  «кофеварка»,  «соковыжималка»,  «мясорубка»,  «кофемолка»,  «соковарка». 

10. Дидактическая игра «Сосчитай  посуду» (согласование  существительных  с  числительными):

 один  нож,  два  ножа,  три  ножа,  четыре  ножа,  пять  ножей. 

11. Дидактическая игра «Четвёртый  лишний»  (по  картинкам)

   Чашка,   блюдце,  кастрюля,  чайник.

   Поварёшка,  тарелка,  супница,  сахарница. 

12. Учить ребёнка образовывать существительные с преувеличительными суффиксами.

Поиграть в игру «Великан»

У нас нож, а у великана...? — У великана ножище, кастрюля — кастрюлища стакан — стаканище        батон — батонище

самовар — самоварище       бокал - бокалище      банан - бананище

сковородка — сковородища

13. Учить ребёнка употреблять родительный падеж существительных с предлогом «БЕЗ». Поиграть в игру «Без чего посуда?»

- У кастрюли оторвалась ручка, кастрюля без (чего?)

- Кастрюля без ручки. Отломился: носик, дно, ножка; потерялась крышка.

14. Учить ребёнка соотносить название посуды с названием продуктов

Поиграть в игру «Какая посуда?»

- Какая посуда нужна для хлеба? - Хлебница.

Для   сухарей - сухарница    конфет - конфетница         соли - солонка

перца - перечница     чая — чайница          масла - маслёнка

селёдки - селёдочница          супа – супница          соуса - соусник

сахара — сахарница салата - салатница            сливок — сливочник

молока – молочник

15.Обратите внимание детей на некоторые части посуды: носик, ручка, крышка, донышко. Научите произносить эти слова.

16.Поиграйте в игру с мячом «Для чего?» Вы бросаете  ребенку мяч и называете один из предметов посуды; ребенок  ловит мяч, говорит, для чего нужна эта посуда, и возвращает  мяч вам.

Чайник. — Кипятить воду.                                                                     Сковорода. — Жарить котлеты.                                                                  Кастрюля. — Варить суп.                                                                                         Нож. — Резать овощи.                                                                                                         Ложка. — Есть кашу. 

17. Предложите детям рассказать об одном из предметов посуды, послушав ваш рассказ:

•  Это чайник. Он желтый, большой. У него есть носик, ручка, крышка. В чайнике кипятят воду.

Пальчиковая гимнастика

ТАРЕЛКА

 

Вот тарелки для Валерки –                   «Рисуем» руками большой круг.

 Желтые колечки.                                  «Рисуем»   указательными   пальцами маленькие круги.

 

Для котлеты, для пюре              Правой рукой загибаем на левой руке пальчики,                                                                                                                                                                     

Для блинов и гречки.                            начиная с большого.

 

ЧАШКА

 

 

Чашка синяя для Мити,                        Присели, правая рука на поясе, как ручка чашки.

 

Чтобы чаю мог попить он,                  Встали, левой рукой загибаем пальчи­ки,                                                                                                                                                              Соку, сливок, лимонаду.                   правой руки на каждое название.

Нам украсить чашку надо.               Показываем,  как украшают  чашку

точками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: