Версия сайта
для слабовидящих

Методические рекомендации по теме «Насекомые»

  чт., 19.05.2022

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Вращая указательными пальцами перед грудью, продолжительно выдыхать: «ж-ж-ж».

Пчелка, гуди, в поле лети.

С поля лети, медок неси. Ж-ж-ж...

 

Развитие мелкой моторики

Жук сидит на веточке.

Вы не бойтесь, деточки.

Попробуйте-ка сами

Пошевелить усами!

***

 

Я - веселый майский жук.
Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужжу.
Не кусай, комарик, злой!
Я уже бегу домой!

(Сжать  кулачок.  Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”). Пошевелить “усами”.)

 

 

 

 (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны - это "усы" - и пошевелить ими.) 

(Сжать кулачок, указательный палец вперед - это "хоботок". Мизинец и большой палец расслабить, опустить вниз - это "лапки".)

***

                                 

Пчёлка  села  на  цветок,            Вытянуть  указательный   палец    

Пьёт  она  душистый  сок.          правой  руки  и  вращать  им, 

                                                затем  то  же  самое – пальцем левой  руки.                                         

 Научить ребёнка называть насекомых и отвечать на вопросы: 

- Пчела, шмель, оса, муравей, кузнечик, стрекоза, бабочка, божья коровка, муха, жук, комар, таракан, паук, сверчок, светлячок.

- Как всё это назовём, одним словом? - Насекомые.

- Почему они так называются? - У них тело будто разделено «насечками».

- Сколько ногу насекомых? - Шесть. (У паука - восемь). 

Учить детей согласовывать существительные с числительными «один» и «одна».

Поиграть в игру: «Не ошибись».

- Про какое насекомое мы скажем «один»? - Один жук (муравей, паук...)

- Про какое насекомое мы скажем «одна»? - Одна муха (оса, бабочка...) 

Учить детей подбирать признаки к предметам

-Бабочка (какая?) - лёгкая, красивая, жёлтая...

 -Комар (какой?) — маленький, вредный, надоедливый...

- Муравей (какой?) ....  

Учить детей образовывать причастия от глаголов. 

Поиграть в игру: «Какое насекомое?»

- Если насекомое летает, то оно (какое?) — летающее,

жужжит — жужжащее

ползает — ползающее  

жалит - жалящее

звенит - звенящее

кусает - кусающее

Учить детей употреблять предложный падеж существительных с предлогами.

Поиграть в игру: «Кто где живёт?»

- Где живёт пчела? - В улье.

муравей — в муравейнике              стрекоза - на реке

шмель,   оса - в гнезде                   жук — в земле

комар — на болоте                          паук — в паутине                                                           

"Закончи предложение" - упражнение на употребление всех форм косвенных падежей существительных в ед. числе. 

Муравей сидел около ...
Божья коровка ползла по ...
Жук спрятался под ...
Муха села на ...
Гусеница сидела на ...
Муха ползла по ... 

Упражнение "Узнай, чье крылышко" на употребление родительного падежа существительных в единственном числе. 
Бабочки, стрекозы, мухи и т.д. 

Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа. 
1 муха - много мух.
1 комар - много комаров.

Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов 
Комар - комарик.
Муравей - муравейка, муравлик, муравушка.
Муха - мушка.

Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
1 муха, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 комар, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 жук, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

Упражнение "Бывает - не бывает" на понимание логико-грамматических конструкций. 

Девочка ловит бабочку.
Бабочка ловит девочку.
Девочка поймана бабочкой.
Бабочка поймана девочкой.
Девочка поймала бабочку.
Бабочка поймала девочку. 

Игра «На лугу».

На фланелеграфе картинка с изображением луга с цветами и пред­метные картинки с изображением луговых цветов (ромашки, ва­сильки, колокольчики, незабудки, одуванчики). Предложить детям взять предметные картинки, назвать изображенные на них цветы и найти такие же цветы на «лугу». Задать вопросы:

- Как называют цветы, которые растут на лугу?

- Кого можно увидеть на лугу?

Выставить картинки с изображением насекомых и предложить их назвать.

Создать на фланелеграфе ситуации с помощью картинок и попро­сить детей составить по ним предложения. (Жук ползет по ромашке. Стрекоза летит над цветами. Бабочка порхает над колокольчиком. И т.п.) 

«Четвертый лишний»:

муха, муравей, грач, пчела;

стрекоза, жук, гусеница, собака;

комар, кузнечик, бабочка, белка

Развитие логического мышления. Продолжаем учиться отгадывать загадки. 

J Как называется дом муравьев?
(муравейник)

J Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
(пчела) 

☺ Не  зверь,  не  птица,  а  нос  как  спица.  (Комар)

☺ Много  мастеров  срубили  избу  без  углов. (Муравей)

☺ Спал  цветок  и  вдруг  проснулся:  больше  спать  не  захотел,

     Шевельнулся,  встрепенулся,  взвился  вверх  и  улетел. (Бабочка)

☺ Одежды  не  шью,  а  ткань  тку. (Паук)

☺ Осенью  в  щель  забьётся,  а  весной  проснётся.  (Муха)

Развитие слуховой памяти. Работа над дикцией.
Выучить стихотворение.
 
Скучать некогда

Села пчелка на цветок, 
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там?
- Нектар!
- А тебе не надоело, не наскучило искать?
- Нет, тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать! 
Муравей нашел былинку, много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку, он ее домой несет.
Он сгибается под ношей, он ползет уже с трудом,
Но зато, какой хороший муравьи возводят дом.
(З. Александрова)  

Думал-думал таракан

И надумал таракан:

- Я такое же домашнее животное!

Кормят-поят хомяков,

Канареек и щенков,

То-то жизнь у них у всех беззаботная!

А меня, как ни увидят —

Обязательно обидят! Почему?

И. Жуков


Развитие связной устной речи.
Пересказ с опорой на вопросы.
Жук. Сима нашла жука. Жук был зеленый. У жука было шесть ножек. Сима посадила жука на большой зеленый лист. Жук сидел, сидел, а потом зажужжал и улетел.

- Что нашла Сима?
- Какого цвета был жук?
- Куда посадила Сима жука?
- Что сделал жук?

 Учить детей составлять описательный рассказ о любом насекомом по плану:

- Кто это?

- Какие есть части тела?

- Как передвигается?

- Чем питается?

- Вредное или полезное?

Координация с движением

Спал цветок

И вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется -
Бабочка кружит и вьется.

(присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)

(«летать», имитируя движения бабочки)

***

Вот  какая  стрекоза   –                Руки  в  стороны,  затем  круго-                       

        очень  круглые  глаза.         вые  движения  кулачков  на 

                                                       уровне  глаз.

 

Вертится  как  вертолёт:              Руки   в  стороны,  движения  им    

        вправо,  влево,  взад,           вокруг  своей  оси,  затем  руки 

                                вперёд.          на  пояс,  наклоны.

 

Поднимайте  плечики,                Энергичные  движения  плечами,

        прыгайте,  кузнечики!        приседания,  прыжки  на   месте.  

Прыг-скок,  прыг-скок.

                          Сели,  сели.

Травушку  покушали, 

             тишину  послушали,

Выше,  выше,  высоко, 

       прыгай  на  носках  легко!

Речевая подвижная игра «Стрекоза». Импровизация движений:

Стреко-стреко-стрекоза,

Изумрудные глаза,

Крылья быстро разверни,

Круг наш быстро облети!

Считалка «Сверчок». На каждую строчку считалки — четыре удара мяча об пол:

Жил за печкою сверчок,

Каблучками чок да чок,

Но сломался каблучок,

Перестал стучать сверчок.

Материал подготовила учитель-логопед Жайворонок О. Б.



 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: