Версия сайта
для слабовидящих

Артикуляционная гимнастика – основа формирования звуков речи

  сб., 20.10.2018

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного комплекса открывает возможность освоения тех или иных речевых звуков. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая их гулением, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка.Помните, что в этом возрасте мы помогаем малышу достичь правильного звукопроизношения.

 

 

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА

 

 

1-2 года

 

2-3 года

 

3-5 лет

 

5-6 лет

 

ЗВУКИ

А О Э

П Б М

И Ы У

Ф В

Т Д Н

К Г Х Й

С З Ц

Ш Ж

Ч Щ

Л

Р

 

Детям 6-7 лет артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-5 раз в день по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме, в контексте сказки, с применением наглядного материала, под музыку.

5. К новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего. Если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Применять упражнения можнов режимных моментах, на занятии, на прогулке.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

 

Организация проведения артикуляционной гимнастики

 

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (ручкой чайной ложки).

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

 

 

 

Язык к верху подниму

Губу сверху оближу.

Язык вниз я опущу

Губу снизу оближу.

Очень вкусно.

Удержаться не могу.

 

(упр. «Вкусное варенье»)

 

 

 

 

 

Губы тянем мы до ушек.

Мы похожи на лягушек.

 

(упр. «Улыбка»)

 

Губы к ушкам потяну

Зубки вам я покажу.

Беленькие все стоят,

Как заборчик ровно вряд.

 

(упр. «Заборчик»)

 

Губы трубочкой сложу

И вперёд их потяну.

Получился хоботок.

Точно, как у слоника.

 

(упр. «Хоботок»)

 

Широко открою рот.

И на нижнюю губу

Широкий блинчик положу.

 

(упр. «Блинчик»)

 

Ротик открываю

Язык в зубы упираю,

Как у кошки спинку выгибаю.

 

(упр. «Киска сердится»)

 

Язык к верху поднимаю

И за зубы убираю.

Потом вниз я опущу

И за зубы уберу.

Всё быстрее поднимаю,

Опускаю, поднимаю.

На качелях язычок качаю.

 

(упр. «Качели»)

 

 

Язык к верху поднимаю

И за зубы убираю.

Влево – вправо языком

Чищу зубы я кругом.

 

(упр. «Чистим зубки»)

 

Язык к верху поднимаю

И за зубы убираю.

На лошадке прокачусь

Звонко цокать научусь.

(упр. «Лошадка»)

Язык к верху поднимаю

И за зубы убираю.

В бугорочки постучу.

Песню дятла я пою: д-д-д.

(упр. «Дятел») 

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: