Экология вокруг,
Нас не радует мой друг.
Микрозелень на окошке,
Словно солнышко в ладошке.
Витамины в ней, белок,
Для здоровья всем залог.
Книжки я люблю читать,
Странички интересно мне листать,
Картинки яркие смотреть,
В мир прекрасный улететь.
Мир книг очень интересен и увлекателен
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Мы веселые ребята,
Непоседы, дошколята,
Любим мы играть, смеяться, физкультурой заниматься!”
|
Главная / Страничка логопеда / Логопедические тропинки / Развитие фонематического восприятия и слуха /
Знакомство со звонкими и глухими согласнымипт., 10.12.2021Составитель: учитель –логопед Т.В. Синицкая Предлагаю игры и упражнения, которые помогут ребенку развить фонематический слух, научат различать звонкие и глухие согласные, закрепят знания о парных глухих и звонких согласных. «Какой звук чаще всего слышим» Взрослый читает ребенку стихотворение. Ребенок должен определить, какой звук встречается в нём чаще всего. З. Звенит звонок, звонок зовёт, И Зоя в класс к себе идёт.
С. Слоны умны, Слоны смирны, Слоны спокойны и сильны.
Б. Был у бабушки баран, Бойко бил он в барабан.
П. Петрушка озорник привез На самый полюс Пылесос. «Раз-два-три – без ошибок повтори» Взрослый называет слоги, ребенок повторяет всю цепочку. ЗА-СА-ЗА; ПО-ПО-БО, ЖУ-ШУ-ЖУ. Игра с мячом Взрослый называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч взрослому. Магазин игрушек Взрослый раскладывает на столе игрушки: кукла, зайка, грибок, волчок, танк, барабан. «Я буду продавцом, а ты покупателем. Подумай, какую игрушку ты хочешь купить. Покупая игрушку, ты должен заплатить за неё буквой, выбрав ту, которая обозначает первый звук в названии игрушки». Также надо объяснить, какой это звук – звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной. «Придумай и назови» Ребенок должен назвать как можно больше слов на заданный звук. Например, звук «С»: сон, стол, сын и т.п. Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении звонких и глухих согласных звуков. Игра «Назови звук» (в кругу с мячом) Взрослый говорит: «Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук». Например, «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются глухие и звонкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый сам называет звук, а ребенок повторяет. Чтение чистоговорок Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдохи то две строки на выдох: Игра «Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш»). Взрослый: «Вспомните, как жужжит жук («ж~ж-ж). Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь не звонко. У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек, они будут петь не звонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы: мальчики и девочки. Упражнения повторяется 2 раза. Дети меняются и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «Ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук «Ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом. А «Ш» — без голоса (дети повторяют). «Выделяй» Цель: развивать умение выделять глухой и звонкий звуки из слов, развивать фонематический слух, внимание и память Оборудование: 8 больших карточек, 64 маленькие карточки с изображением предметных картинок. Ход игры: дети берут себе по большой карточке и решают, что будут ориентироваться на звонкий (глухой) согласный звук в начале слова. Взрослый показывает по одной картинке и спрашивает: «Кому она подходит?» дети выкладывают картинки, которые начинаются, например, с глухого согласного [С]. Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки на своей большой карточке. Взрослый: На большую карточку с желтым прямоугольником в середине мы должны собрать картинки, в которых слова начинаются со звонкого согласного звука. На большие карточки с сиреневым прямоугольником – картинки, если в слове глухой согласный звук находится в начале слова. «Утки и окуни» 1. Взрослый учит детей узнавать звонкие и глухие согласные: «Положите руку на горлышко и скажите: [М]. Чувствуете, как горлышко дрожит? А дрожит оно, потому что звук [М] - звонкий. Он состоит не только из шума, но и из голоса. Голос и заставляет дрожать горлышко. Снова положите руку на горлышко и скажите: [с]. Горлышко не дрожит. В звуке [с] нет голоса, а есть только шум. Это звук безголосый, или глухой». 2. Ведущий просит детей определить, есть ли голос у звуков: [Н], [Х], [Ж], [Ч] ([н] - звонкий, [х] - глухой, [ж] - звонкий, [ч'] - глухой). «Глухой - звонкий» Ведущий называет согласный звук. Если звук звонкий, дети громко хлопают в ладоши, если глухой - беззвучно дотрагиваются одной ладошкой до другой. Успехов и творчества!
|