27 марта - Всемирный день театра. Театр творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, придает уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.
Одежда и обувь – важная часть нашей жизни. Она не только защищает нас от холода и дождя, но и делает нас красивыми и стильными. Давайте узнаем больше о разных видах одежды и обуви!
Светофор – большой помощник,
Лучший друг для всех в пути.
Он всегда предупреждает
Цветом, можно ли идти.
В тихой тундре, в белой тундре.
Ничего от глаз не спрячешь, оттого-то знают в тундре -
Кто ты есть и что ты значишь (А.Кымытваль)
Весна – замечательное время года ! С ее приходом все вокруг преображается, природа оживает, настроение становится радостнее, солнечнее.
|
Главная / Страничка логопеда / Логопедические тропинки / Развитие лексико-грамматических категорий речи /
Ах, эти сложные слова!пн., 15.08.2022В нашем языке существуют сложные или сложносоставные слова. Но сложными они называются не потому, что их трудно произнести, а потому, что они имеют в своем составе два или более корня. Развивая словарный запас и связную речь ребенка, мы учим его образованию сложносоставных слов. Вот некоторые игры и упражнения для закрепления этого навыка. Игра «Отгадай профессию» Взрослый объясняет детям, что в нашей речи есть «сложные» слова, которые состоят из двух слов и предлагает детям угадать, о какой профессии идет речь: Чистит трубы (кто?) – трубочист; Ловит рыбу (кто?) – рыболов; Разводит пчел (кто?) – пчеловод; Лазит в воду (кто7) – водолаз; Разводит сад (кто?) – садовод; Рубит лес (кто7) – лесоруб; Копает землю (кто?) – землекоп; Охраняет границу (кто?) – пограничник; Проводит экскурсии (кто?) – экскурсовод; Ведет телепередачи (кто?) – телеведущий. Загадки со «сложными» словами С желудком парусиновым. Как загудит его мотор, Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)
Наведёт на вас свой глаз Щёлк! – и карточка у вас.( Фотоаппарат)
Чтобы я тебя повёз, Мне не нужен овёс. Накорми меня бензином, На копытца дай резину, И тогда, поднявши пыль, Побежит … (автомобиль)
Он в лесу стоял, Никто его не брал, В красной шапке модной, Никуда не годный. (мухомор)
С горы бежит поток проворный, Быстро падает вода. Красоту увидишь эту – Не забудешь никогда… (водопад)
Он не птицей называется, Хоть откладывает яйца. У него утиный нос. Зверь не страшный … (утконос) Взрослый обращает внимание детей на то, что все отгадки состоят из двух слов, объясняет их значение (мухомор – морит мух, пылесос – сосет пыль и т.д.) Игра «Слова перепутались» - Ребята, наши сложные слова запутались и перемешались. Давайте разберем нашу путаницу и отыщем правильные слова. ПЫЛЕВАР ВЕРТОКАТ САМОСОС ПАРОПАД ВОДОЛЕТ САМОХОД
Упражнение «Что это такое» Взрослый описывает детям какой-то предмет или человека, а дети должны догадаться, о ком или о чем идет речь:
Игра «А у мамы на кухне» - Ребята, давайте подумаем и вспомним, какие сложны слова спрятались у мамы на кухне? - Рубит мясо (что?) – мясорубка - Варит кофе (что?0 – кофеварка - Варит на пару (что?) – пароварка - Режет овощи (что?) – овощерезка; - мешает тесто (что7) – тестомешалка; - печет хлеб (что?) – хлебопечка. А теперь наоборот. Как вы думаете, - что делает соковыжималка? – выжимает сок; - что делает кофемолка? – мелет кофе; - что делает овощечистка? – чистит овощи; - что делает самовар? – сам варит - что делает яйцерезка? – режет яйца; Упражнение «Вставь нужное слово» Пилот зовёт людей в полёт – Сам летает … (самолёт).
Замечательный прокат! Сам катился … (самокат). Песок сваливать сам стал, Ведь зовусь я … (самосвал). Воздух свеж в трубе и чист. Трубы чистит … (трубочист).
У Петра большой улов: Рыбу ловит … (рыболов). Машинам всем замедлить ход! Пешком проходит … (пешеход). Пчела в улей мёд несёт. Пчёл разводит … (пчеловод).
Топором огромный дуб В лесу рубит … (лесоруб). С кусочком сыра очень ловко Мышек ловит … (мышеловка).
Увидеть осенью я рад Паденье листьев – … (листопад). Стало в кухне очень жарко: С паром варит … (пароварка). Очень быстро, а не долго Кофе смелет … (кофемолка). На носу свой носит рог Зверь свирепый … (носорог). Под ногами голый лёд. В мороз опасен … (гололёд). В земле делает подкоп Рабочий в каске – … (землекоп). Упражнение “Скажи, какой предмет” У куклы светлые волосы – кукла (какая?) - светловолосая. Земля покрыта белым снегом – белоснежная. Я ем кислый и сладкий апельсин – апельсин какой? - кисло-сладкий. У аиста длинные ноги – длинноногий У мамы голубые глаза – голубоглазая У кошки короткая шесть – короткошерстная; Вода из водопровода – водопроводная. |