Версия сайта
для слабовидящих

Развивающие пособия своими руками: просто и эффективно

  пт., 04.09.2020

Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени Т.В. Синицкая

Комплексное развитие ребенка предполагает не только целенаправленное обучение, но также и спонтанные знания, интересные стимулы, поощряющие фантазию и мотивацию к тому, что еще вчера казалось непосильным. Иными словами, чем больше что-то ребенка заинтересует, тем больше он захочет это изучать и развиваться самостоятельно. Наша задача — стимулировать его интерес. При это нецелесообразно решать вопрос новых стимулов постоянным приобретением новых игрушек. А как же множество игр со старыми, но проверенными игрушками? А как же самодельные игрушки? А как же игры с обычными предметами, такими как часы, винтики, палочки?

Именно об этом мы и поговорим — о пособиях, то есть материалах для развития, которые можно сделать своими руками. Кроме того, эта статья поможет вам по-новому взглянуть на обычные бытовые вещи, разогреть фантазию.

Предлагаем вашему вниманию пособия, которые нравятся и детям, и их родителям!

1. СЕНСОРНАЯ КОРОБОЧКА

 Можно сделать своими руками коробочку, взять коробку из-под конфет или форму для льда — вариантов множество. Задача такой коробочки — пробудить интерес, развивать мелкую моторику, внимание и восприятие, развивать умение классифицировать и анализировать (разложи по цветам, по списку, по количеству), а также развивать навыки бережливости и ответственности. Рассыпал — придется собрать. В зависимости от наполнения меняются игры. Для маленькой хозяюшки это могут быть, например, игры с рисованием, приготовлением и хранением кладов, а для веселого искателя приключений — свой сундучок сокровищ или рабочий контейнер для инструментов (как у папы).

 2. ПОГРЕМУШКИ-БУТЫЛОЧКИ

В небольшие бутылочки насыпаются или наливаются различные наполнители: крупы, бижутерия, природный материал, вода. Можно создавать музыку, выплескивать энергию спонтанной игрой на таких «маракасах», а также развивать слуховое и тактильное восприятие. Одинаково ли звучат пустые баночки, если одна закрыта крышечкой, а другая открыта? Какой звук будет, если стучать палочками и пальчиками? Эти и многие другие игры возможны с помощью бутылочек-погремушек.

 3. СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ

Довольно доступное и необходимое пособие для развития многих навыков (совместные игры, счет, координация движений). Возьмите палочки для суши (предварительно удалив «занозы» и шершавости) и пронумеруйте их. Теперь у вас в арсенале необходимое количество удобных палочек, которыми можно брать предметы, что-то строить и даже рисовать! Ведь главная задача наших пособий — развивать ребенка разными способами и стимулировать развитие фантазии. Так что, если вдруг ваш ребенок вместо счета начнет стучать палочками, изображая музыканта — улыбнитесь и поиграйте вместе в оркестр! Разумеется, потом вы сможете и посчитать палочки, и выучить количество, но ребенок будет рад, если вы сыграете с ним вместе в спонтанной игре.

 4. КОРОБОЧКА С СЮРПРИЗОМ

 Берется коробочка, и в нее прячется какой-то предмет. Задача — вместе с ребенком, максимально долго не открывая коробочку, угадать, что находится внутри. Содержимое, разумеется, можно менять, количество коробочек увеличивать (или заменить мешочками). Данное упражнение не только позволяет рассуждать и фантазировать, но также помогает обсудить с ребенком темы «не важна внешность, важно содержание», «в каждом человеке может храниться уникальная красота, которую лишь надо захотеть увидеть», «в каждом простом предмете может быть скрыт сюрприз».

 5. НАРИСОВАННЫЕ КАРТОЧКИ

Сейчас существует множество наборов карточек для разных целей. Мы предлагаем вам вместе с ребенком нарисовать свой набор карточек — воображаемые друзья, любимая одежда, животные, эмоции и пр. Эти карточки желательно прикрепить скотчем к картону, чтобы увеличить их прочность и долговечность. Найти карточку, придумать сказку из случайно выпавших карточек, найти похожие и многое другое можно придумать совместно!

 6. КАРМАШКИ

Удобный вариант хранения мелочей — на плотную ткань пришиваются тканевые кармашки и вешаются на стену или шкаф. Кармашки могут быть разных цветов и геометрических форм, а также могут закрываться или быть открытыми. Таким образом, мы имеем и оригинальное пособие для изучения (форм, цветов, нахождения предметов), и удобный вариант хранения домашней мелочи (бусины, украшения, канцелярия, бумажки). Также с помощью этого пособия можно развивать навыки пространственно-временного ориентирования — имеем виду такие игры, как: «вспомни, в какой кармашек ты убрал свою игрушку только что; достань, пожалуйста, ручку, которую ты положил вчера», «низ-верх, право-налево».

 7. МЕШОЧКИ

Сшитые вручную мешочки для хранения природных материалов — это уникальное поле сенсорных стимулов (ощупать и угадать, что в мешочке), а также способ удобно хранить дары природы. Сшить вместе с ребенком мешочки, обсудить их количество и размер («наши мешочки будут лежать в твоем ящичке, и давай выберем, какого размера они будут. Смотри — если сделаем слишком большой мешочек для желудей, то для камушков и каштанов уже не останется места. Ты согласен? Предложи, как ты хочешь?»), вместе наполнить различными наполнителями (ракушки, желуди, фасоль) и играть! Также эта игра развивает навыки бережливости, развивает сферу ощущения и восприятия, памяти и воображения. А еще содержимое мешочков может пойти на поделки.

 8. СЕНСОРНЫЕ ПОДУШКИ

Шьются подушки с разным наполнением (синтепон, рваная бумага, вата), а снаружи пришиваются или приклеиваются различные предметы: палочки, нити, пуговицы, бусины.  Эти подушки можно использовать для изучения руками, для зрительного восприятия (рассматривать, искать конкретное), для фантазии («каждая подушка — это мир, где живут волшебные существа, которые спят в вате и питаются пуговицами»), а также используются как сенсорные тропы — когда ребенку предлагается пройти по подушечкам, сложенным в виде дорожки. Такая массажная дорожка полезна всем возрастам, а отдельные подушечки можно связывать друг с другом или просто складывать рядом.

 Вдохновения вам!

 

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: