Версия сайта
для слабовидящих

Пальчиковый театр в речевом развитии ребенка

  чт., 18.10.2018

Составитель: учитель – логопед МАДОУ  ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова

 Вследствие целого ряда причин у детей, страдающих речевыми нарушениями, нарушаются, речевая активность у детей резко снижена. Пальчиковый кукольный театр в таком случае может служить средством для активизации речевой деятельности детей. Его основные цели:

  • стимулировать развитие речи, внимания, памяти
  • улучшать координацию движений
  • развивать звуковую культуру речи
  • развивать образное мышление
  • развивать глагольный словарь, словарь признаков
  • обогащать словарь за счет слов— синонимов, антонимов
  • развивать связную речь

В логопедической работе можно использовать как покупной пальчиковый театр, так и самодельный, который помогают изготавливать родители. Используется:

— для инсценирования русских народных сказок («Колобок»«Теремок»«Курочка Ряба» и т. д.)

— для разыгрывания коротких диалогов («Лис и мышонок»«Медведь и лиса» и т. д.)

Речевой материал закрепляется через пальчиковый театр, поэтому прослеживается связь с лексической темой занятия.

Например, при изучении лексической темы «Дикие животные» разыгрывается сказка «Теремок» (где присутствуют дикие животные).

Или, например,: при изучении лексической темы «Дом. Жилище» разыгрывается сказка «Три поросенка». Здесь же идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.

Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки («Заюшкина избушка»«Кот, петух и лиса» и др.)

Сначала проводится предварительная работа: знакомство с художественным произведением в книге, прослушивание, анализ сюжета, разбор действий и поступков персонажей, их характеристика. Затем детям показывается образец инсценировки, подробно обыгрывается каждая сценка, проговаривается реплика. А потом уже сами дети участвуют в разыгрывании сказок и диалогов.

Дети получают положительный эмоциональный заряд, преодолевают робость, застенчивость. Становясь активными участниками процесса, они отвлекаются от своих речевых трудностей, т.е. происходит речевое раскрепощение ребенка, несмотря на имеющиеся у него речевые возможности.  

 Кроме того, пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики рук. А мы знаем, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков.

Таким образом, решаются следующие задачи:

— повышение мотивации и потребности в речевом общении

— правильная оценка речевой ситуации

— усиление контроля за речью

— подражание речевому образцу

Из всего этого вытекает вывод, что пальчиковый кукольный театр:

— регулирует психоэмоциональное состояние детей

— формирует положительную мотивацию к занятиям

— помогает преодолевать барьер в общении

— создает ситуацию успеха для каждого ребенка

— создает эмоционально— благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия

— тем самым позволяет осуществлять активизацию речевой деятельности наиболее эффективно.

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: