Версия сайта
для слабовидящих

Да здравствует ритм!!!

  пт., 20.08.2021

Сегодня на ужин у вашего малыша «мервешель» вместо вермешели, а в парке вчера катались на «калашке», хотя вы точно помните, что это была лошадка. Когда ребёнок должен точно уметь воспроизводить слоговую структуру слова, а когда это можно отнести к «детским оговоркам»? Какими трудностями это может грозить в школе?

Превращаем пылесос в «лепасос» и обратно…

Если в речи вашего ребёнка вы порой замечаете перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов в слова, значит нарушение слоговой структуры слова – это про вас.

На ранних этапах речевого развития – это нормально, и не стоит исправлять за ребёнком каждое неправильно сказанное им слово или бежать к логопеду. Но вот если эти ошибки не исчезли к 3-4 годам стоит обратить на это внимание, так как в 4-5 лет такие оговорки являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова.

Чем грозит?

Нечеткое восприятие ребёнком слогового контура, или структуры, слова, если, конечно, это не единичные оговорки, явление довольно неприятное. При всей внешней безобидности, оно может нести много нежелательных последствий, поскольку слоговая структура слова косвенно влияет на все компоненты языка. У детей запаздывает развитие грамматического строя речи, что может проявляться в нарушении согласования слов, «проглатывании» предлогов и окончаний, затруднениях при построении различных типов предложений.

Помимо этого, дети избегают длинных и трудных слов и заменяют их на более простые, что ведёт к бедности речи, а порой и нарушает смысл всего сказанного. Особо следует отметить, что неисправленное вовремя нарушение слоговой структуры повлечёт за собой ошибки на письме и при чтении. При самостоятельном письме ребёнок будет писать слова так, как проговаривает, то есть, вместо слова «сковорода», в тетради может появиться «коворозда».

Как избежать?

Как и любую другую проблему развития, нарушение слоговой структуры слова легче предотвратить, чем исправить. В первую очередь следует быть очень внимательными к речевому развитию ребёнка – слушать его речь, как обращенную к вам, так и спонтанную в процессе игры или различных действий. Замечая ошибки, проговорите слово правильно и попросите малыша повторить за вами. В разговоре с ребёнком, старайтесь следить, как и что вы говорите сами. Ребёнок копирует не только речь окружающих, но и саму манеру говорить. На еще не сформировавшуюся детскую речь это может оказать далеко не положительное влияние. Постарайтесь выработать у себя четкую дикцию и артикуляцию, чтобы ребёнку не приходилось старательно вслушиваться в вашу речь, так как невнятно произнесённое слово малыш может услышать, а главное – запомнить неправильно.

Что делать?

Если вы заметили, что, несмотря на приличный возраст, ваш ребёнок продолжает «коверкать» слова, то следует сразу же обратиться к логопеду. В работе над слоговой структурой слова очень важна последовательность этапов и четкая организация занятий. Именно специалист определит, насколько серьёзна проблема, и составит программу для её устранения.

Да здравствует ритм!!!

Существует большое количество мнений, что главное при развитии слоговой структуры слова, но все они так или иначе говорят о необходимости развивать у ребёнка способность улавливать, запоминать и воспроизводить различные ритмы.

Существуют речевые и неречевые ритмы. Все предметы живой и неживой природы издают звуки в определённом ритме – будь то лягушка, квакающая в болоте, или капающая из крана вода. Наиболее ярко мы прослеживаем ритмы в музыке, это отражается в танцах. Под определённую музыку хочется двигаться быстро и хаотично – ритм трудно прослеживается или часто сменяется. Под другую же музыку ноги сами начинают двигаться в такт, как будто нас кто-то ведёт и отстукивает: раз – два – три. Развитое чувство неречевого ритма является залогом успешного освоения слоговой структуры слова, поэтому и работу мы начнём именно с него.

Итак, запаситесь различными музыкальными инструментами: барабан, ксилофон или металлофон, «тарелки». Для начала покажите ребёнку, что в зависимости от того, как мы играем на инструменте – получаются разные мелодии. Научитесь вместе с ребёнком бить в барабан громко и тихо, быстро и медленно. Попросите его поиграть быстро и громко или тихо и медленно. Когда малыш уже овладел этими навыками, можно усложнять задания, например, просите ребёнка играть быстрей или медленней, громче или тише.

Но самым трудным для малыша будет повторить предложенный вами ритм. Поэтому следует для начала научить ребёнка различать один удар и много ударов. Например, игра «Хлопушка и салют». Правила таковы: хлопушка – это один удар, салют – много. Играйте на инструменте сами – пусть малыш отгадает, что это. Просите его самого по вашему заданию изобразить хлопушку и салют. Ошибайтесь и притворяйтесь, что забыли правила – пусть ребёнок сам учит и исправляет вас. После того, как вы убедились, что малыш усвоил разницу между одним ударом и несколькими, можно учить его различать один, два и много ударов, затем один, два и три удара и т. д.

Но ведь ритм – это не только заданное количество ударов, но и чередование громких и тихих звуков. Поэтому «пригласите» в гости различных зверушек, например, зайчика – он будет бить в барабан, и дятла – он будет стучать по дереву (играть можно на ксилофоне). Объясните и покажите малышу, что зайчик бьёт 2 раза: первый раз громко, а второй тихо; а дятел, наоборот – первый раз тихо, а второй раз громко. Научите малыша отгадывать на слух, кто играл, а так же самостоятельно играть за зайчика и за дятла. В следующий раз можно давать ребёнку тройные ритмы с разным чередованием громких и тихих ударов, опять же прибегая к помощи различных зверей. Как вы заметили, все приведённые выше задания не касались речи. Это объясняется тем, что так называемый подготовительный этап в работе над слоговой структурой слова очень важен, и, уделяя ему достаточно времени, вы сами отметите значительные улучшения речи ребёнка.

Если же при проговаривании слов у вашего малыша продолжают возникать трудности, то необходимо отработать ритм и на словах. Эта работа заключается в обучении детей проговаривать слова, отхлопывая рукой каждый слог. Можно использовать любой музыкальный инструмент, но лучше, когда малыш, хлопая в ладоши, как бы тактильно ощущает каждый слог. Причём ударный слог сопровождается более громким хлопком, чем безударный. Обратите внимания ребёнка, что есть слова короткие, такие как: мак, дуб, сом, проговаривая которые, мы хлопаем один раз; и длинные, такие как: машина, облако, музыкант, для которых нужно похлопать несколько раз. Начинать же следует с простых слов из 1 или 2 слогов: мама, вата, киса, люк, рот, бак, постепенно подбирая более длинные слова.

Итак, подведем итоги. Для скорейшего достижения эффекта как можно больше интересуйтесь у логопеда, чем вы можете помочь коррекционному процессу. Выполняйте все его указания, а главное – помните, что неразрешимых проблем нет, и терпеливая и последовательная работа устранит из речи вашего малыша все «мервешели» и «лепасосы».

 

Материал подготовила учитель-логопед Жайворонок О. Б.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: