Нарушение слоговой структуры слова – что это?
пт., 19.11.2021
Нарушение слоговой структуры слова – что это?
Нарушение слоговой структуры слова (ССС) – нередкое явление среди детей дошкольного возраста. Особенно часто оно проявляется в совокупности с другими речевыми недостатками – нарушениями произношения, связной речи и грамматического строя. Что такое нарушение слоговой структуры слова и как определить – что является нормой а что патологией? Постараемся ответить на эти вопросы.
Нарушение ССС - это комплексное искажение произношения слова, которое может выражаться в:
- Сокращении или пропуске слогов. Пример: «молоко - моко»;
- Пропуске слогообразующей гласной. Пример: «собака — собка»;
- Добавлении дополнительного слога в слово. Пример: «корова -коровова»;
- Перестановке слогов. Пример: «ворона - вонора»;
- Перестановке звуков соседних слогов. Пример: «телефон -летефон»;
- Сокращении стечений согласных. Пример: «стол - тол»;
- Вставках дополнительных звуков в слог. Пример: «трава - тарава»;
- Уподоблении слогов. Пример: «автомат - татамат»;
- Заменой предшествующих звуков последующими. Пример: «капитан - пипитан».
Как мы видим, нарушения слоговой структуры слова многообразны. Как же понять, в каком случае это является допустимой возрастной нормой, а в каком – уже логопедическим дефектом?
Нормы развития слоговой структуры слова у детей
Дети 3 лет умеют воспроизводить слова, состоящие
- из 2-х открытых слогов, например, (вата, ноги, мука и т. д.),
- из 3-х открытых слогов корова, машина, утята и т.д.)
- из 1 закрытого слога (мак, суп, бык, и т.д.)
Дети 4-5 лет умеют воспроизводить слова, состоящие:
- из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры…);
- из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)
После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например: Водопроводчик чинил водопровод. Милиционер регулирует уличное движение. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. Строители работают на строительстве высотного дома. Волосы подстригают в парикмахерской.
Зная нормы формирования ССС, мы можем определить, является ли искажение слов речевым нарушением или это всего лишь возрастная особенность малыша.
Профилактика нарушений ССС
Упражнения, направленные на развитие слухового восприятия
- Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай
музыкальный инструмент».
- Слухового внимания. «Сколько раз ударили в барабан?».
- Работа над ритмом и темпом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
- «Передай привет». Хлопками по плечу передают заданное количество
ударов в заданном взрослым темпе.
- Выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции, под счет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь;
Упражнения, направленные на восприятие и четкую артикуляцию гласных
- произнести звук А (О, У, И, Э, Ы) столько раз, сколько счетных палочек на столе
- пропеть серию из отдельных звуков (А ,У, И, О);
- пропеть сочетание из двух звуков (А – У), (И – А), (О – А);
- пропеть сочетание из трех звуков (А – И – У), (О – А – У);
Упражнения, направленные на восприятие слогов
- «Слушай и хлопай» (произнести ряд слогов, ребенок должен хлопнуть
на определенный слог: па, та, ма, па, на, ха, па);
- «Слушай и считай» (ребенок должен сосчитать, сколько слогов
произнесли, и поднять сигнал с соответствующей цифрой);
- «Послушай и назови» (ребенок должен назвать ударный слог в цепочке
услышанных слогов);
- «Эхо» (ребенок воспроизводит слоговые ряды
- «Скажи на один слог больше, чем я»;
- «Скажи на один слог меньше, чем я».
Подготовила: учитель-логопед, Бадрызлова С.С.
|