Версия сайта
для слабовидящих

Нарушение слоговой структуры слова – что это?

  пт., 19.11.2021

Нарушение слоговой структуры слова – что это?

Нарушение слоговой структуры слова (ССС) – нередкое явление среди детей дошкольного возраста. Особенно часто оно проявляется в совокупности с другими речевыми недостатками – нарушениями произношения, связной речи и грамматического строя. Что такое нарушение слоговой структуры слова и как определить – что является нормой а что патологией? Постараемся ответить на эти вопросы.

Нарушение ССС -  это комплексное искажение произношения слова, которое может выражаться в:

  • Сокращении или пропуске слогов. Пример: «молоко - моко»;
  • ​Пропуске слогообразующей гласной. Пример: «собака — собка»;
  • Добавлении дополнительного слога в слово. Пример: «корова -коровова»;
  • Перестановке слогов. Пример: «ворона - вонора»;
  • Перестановке звуков соседних слогов. Пример: «телефон -летефон»;
  • Сокращении стечений согласных. Пример: «стол - тол»;
  • Вставках дополнительных звуков в слог. Пример: «трава - тарава»;
  • Уподоблении слогов. Пример: «автомат - татамат»;
  • Заменой предшествующих звуков последующими. Пример:  «капитан - пипитан».

Как мы видим, нарушения слоговой структуры слова многообразны. Как же понять, в каком случае это является допустимой возрастной нормой, а в каком – уже логопедическим дефектом?

Нормы развития слоговой структуры слова у детей

Дети 3 лет умеют воспроизводить слова, состоящие

  • из 2-х открытых слогов, например, (вата, ноги, мука и т. д.),
  • из 3-х открытых слогов корова, машина, утята и т.д.)
  • из 1 закрытого слога (мак, суп, бык, и т.д.)

Дети 4-5 лет умеют воспроизводить слова, состоящие:

  • из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры…);
  • из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например: Водопроводчик чинил водопровод. Милиционер регулирует уличное движение. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. Строители работают на строительстве высотного дома. Волосы подстригают в парикмахерской.

Зная нормы формирования ССС, мы можем определить, является ли искажение слов речевым нарушением или это всего лишь возрастная особенность малыша.

Профилактика нарушений ССС

Упражнения, направленные на развитие слухового восприятия

  • Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай

музыкальный инструмент».

  • Слухового внимания. «Сколько раз ударили в барабан?».
  • Работа над ритмом и темпом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
  •  «Передай привет». Хлопками по плечу передают заданное количество

ударов в заданном взрослым темпе.

  • Выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции, под счет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь;

Упражнения, направленные на восприятие и четкую артикуляцию гласных

  • произнести звук А (О, У, И, Э, Ы) столько раз, сколько счетных палочек на столе
  • пропеть серию из отдельных звуков (А ,У, И, О);
  • пропеть сочетание из двух звуков (А – У), (И – А), (О – А);
  • пропеть сочетание из трех звуков (А – И – У), (О – А – У);

Упражнения, направленные на восприятие слогов

  • «Слушай и хлопай» (произнести ряд слогов, ребенок должен хлопнуть

на определенный слог: па, та, ма, па, на, ха, па);

  • «Слушай и считай» (ребенок должен сосчитать, сколько слогов

произнесли, и поднять сигнал с соответствующей цифрой);

  • «Послушай и назови» (ребенок должен назвать ударный слог в цепочке

услышанных слогов);

  • «Эхо» (ребенок воспроизводит слоговые ряды
  • «Скажи на один слог больше, чем я»;
  • «Скажи на один слог меньше, чем я».

Подготовила: учитель-логопед, Бадрызлова С.С.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: