Версия сайта
для слабовидящих

Правила деления слов на слоги

  чт., 20.10.2022

Под понятием "слоговая структура" слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

Слоговая структура слова строится на сочетании следующих один за другим звуков речи, которые  слагаются в слоги (части) слова и затем в слова, т. е. в ритмические части и группы.

У каждого слова есть свой определенный ритм. Есть похожие по ритму слова, которые объединяются в группы - односложные (однослоговые,  однослоговые слова со стечением согласных в начале или конце слова), двусложные (состоящие из двух слогов слова с открытыми слогами и закрытыми слогами, слова со стечением согласных….) и т.д.

Одни ритмические части или группы требуют отрывистого произношения, другие - плавного, растянутого, певучего; одни звуки притягивают ударение, другие лишены его и т. д. Таким образом, в устной речи мы замечаем определенный ритм.

Работа над слоговым составом слова начинается с работы над ритмом. В основе работы лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать, затем хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз.

В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

1.Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

 Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

Наглядно продемонстрировать тему помогут следующие упражнения:

  1. Эксперимент со свечой. Зажгите свечу. Сядьте напротив. Произносите громко, активно выдыхая воздух, разные слова. На каждый слог пламя будет колебаться.
  2. Хлопки ладошками. Предложите мальчику или девочке на каждый слог в слове хлопать в ладоши.
  3. Шагомер. Представьте, что каждый ваш шаг — один слог. Произносите слова и шагайте на каждый слог.
  4. Юный музыкант (строитель, телеграфист). Попробуйте обозначить каждый слог каким-нибудь звуком (ударом по барабану, стуком молоточка), который по нраву вашему ребёнку.
Материал подготовила учитель-логопед Жайворонок О. Б.

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: