Осколкова Л.А., учитель-логопед
МАДОУ ЦРР – д/с № 50 г. Тюмени
Фразеологические обороты делают нашу речь яркой, эмоционально окрашенной. Так выражение «делать из мухи слона» означает «сильно преувеличивать или придавать чему-нибудь незначительному большое значение», а «грести деньги лопатой» — «много получать, зарабатывать, наживать. Но именно использование таких оборотов придаёт нашей речи яркость, убедительность, выразительность и эмоциональную окраску.
Дидактические игры и упражнения:
1.Подбор картинок или иллюстраций к образным выражениям. Детям предлагается определить и назвать, какие выражения могут быть связаны с этими картинками. (Нос, комар, язык)
2.Подбор конкретных жизненных ситуаций, к которым можно отнести данную пословицу или поговорку — «Семейные истории», «Придумай рассказ с фразеологизмами». Этот вид работы можно проводить совместно с воспитателями группы, создавая альбом или журнал «Семейные истории нашей группы».
3.«Закончи пословицу, поговорку…» («Без труда не вытащишь …»)
4.«Исправь ошибку» («Два сапога — тара»)
5.Подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам «Слова-приятели», «Слова-неприятели»
6.«Расскажи о животном». Детям предлагается назвать какое выражение связано с этим животным лиса- хитрая, еж — колючий, «Трусливый как заяц, а смелый как лев».
7«Кто больше?» Детям предлагается назвать как можно больше необычных выражений.
8.«Найди фразеологизм в сказке»
9.Дидактическое упражнение «Спроси у мамы, папы…» Далее следует один из вариантов работы над фразеологизмами на материале викторины «В начале было слово…»
«КАША В ГОЛОВЕ» Значение: Путаница, неразбериха, отсутствие ясности и четкости в мыслях.
Ничего я не пойму:
Что? К чему? И почему?
Мыслей в голове — сто две…
Вот так каша в голове!
«МОЛОТЬ ЧЕПУХУ» Значение: «Молоть чепуху» — значит говорить что-то неправильное, глупое, бессмысленное. Так говорят, когда человек рассуждает о том, чего сам не знает.
Что за шум, что за гром
Раздается в поле?
– Целый день Тит с Петром
Чепуху мололи!
Намололи три мешка…
Вот такая чепуха!
«РАЗВОДИТЬ ТАРЫ-БАРЫ» Значение: Тары-бары — пустые разговоры, болтовня. Вспомните просторечные слова «тараторить», «тарабанить». «Разводить тары-бары» — значит болтать пустяки, заниматься пустыми разговорами.
Две подружки, две Тамары
Разводили тары-бары.
Что за тары? Что за бары?
Не поймет никак родня.
Эти тары, эти бары
– Это просто болтовня!
«СМЕШИНКА В РОТ ПОПАЛА» Значение: Говорят тогда, когда человек не может удержаться от смеха.
В стране Хохотания Жили смеянцы
Любили смеянцы веселье и танцы,
И просто смеяться любили смеянцы.
Пусть слово не ново и шутка стара,
– Смеяться готовы они до утра.
Народная игра «СМЕШИНКА» Активизировать производные наименования предметов. Соотносит движение и производный глагол. Каждому играющему дают какое-нибудь смешное имя, например: перо, береста, чернильница, книга, азбука, словарь и. т.д. Затем водящий обходит всех по очереди и задает им различные вопросы, на которые те должны ответить именем, какое им дано. Например: — Ты кто? — Перо — Кто твой брат? — Словарь? — Что ты сегодня ел на завтрак? — Бересту. И так далее. (Вопросы относятся к разным детям). Кто засмеется — платит фант. В конце фанты разыгрываются. Даются шуточные задания: прокукарекай три раза, похлопай крыльями как ворона, прошагай как гусыня и т. п.
«СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ — НЕ ПОЙМАЕШЬ!» Значение: Эта пословица учит нас тому, что надо отвечать за свои слова, бережно и вдумчиво к ним относиться. Не торопиться что-то говорить, а сначала подумать, потом отвечать.
Так обо мне твердит молва:
Я вспыльчивый! Я пылкий!
Хочу молчать — летят слова,
Как пробка из бутылки.
Совет недавно мне дала
Одна девчонка в школе:
—Когда закусишь удила,
Вспылишь помимо воли,
Чтоб поскорей в себя прийти,
Считай в уме до десяти.
Попал я в дедушку мячом
И закричал: — А я причем?
Но, досчитав до десяти,
Сказал: — Ну, дедушка, прости.
«ЧЕСАТЬ ЯЗЫКОМ» Значение: Пустые разговоры, болтовня, так говорят, когда сплетничают.
Тараторила Сорока:
— Зла Гадюка и жестока.
И её детёныши –
Сущие гадёныши.
— Перестань чесать язык,
- Ей в ответ сказал Кулик.
И воскликнула Сова:
— Ты, Сорока, не права.
Знать должна любая птица,
Что злословить не годится.
Скажи правильно и быстро. (Скороговорки с отработкой звуков).
Пять котят пить хотят.
Дядя Дима иди мимо.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
«ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ» Значение: Говорится о том, кто не в меру болтлив.
Когда я взрослым стану,
Я все позволю сыну:
Руками есть сметану.
И прыгать мне на спину.
Валяться на диване,
На стенке рисовать,
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать,
Кричать, По лужам бегать,
Спилить у стула ножки,
Не спать и не обедать,
Скакать верхом на кошке.
Крутить в часах пружину,
Пить воду из-под крана.
Я все позволю сыну,
Когда я взрослым стану!
Исправь ошибку и назови нужное слово.
Черный мел
Старый малыш
Твердая вата
Горячий снег
Молодой старичок
В результате такой комплексной работы у детей в значительной мере улучшается понимание фразеологических оборотов, обогащается словарный запас, речь становится более яркой, образной и выразительной.