Версия сайта
для слабовидящих

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

  ср., 08.09.2021

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества.

Тем не менее, учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми дошкольного возраста. Многие из известных игр можно применить лишь на одном из этапов коррекционной работы (как правило, это этап автоматизации звука в слогах, фразах, связной речи), при этом ход или правила игры изменяются в зависимости от целей, которые преследует педагог. Что касается других этапов работы по формированию правильного звукопроизношения (подготовительного, этапа постановки звука) то здесь игр, предлагаемых в литературе явно недостаточно, педагогу зачастую приходится придумывать их самостоятельно.

Многие из изготовленных игр являются известными, но их «изюминка» заключается в том, что материал подобран с учетом речевых возможностей детей, либо используется нетрадиционный вариант игры. Вот несколько примеров.

 1. Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры. Логопед кладет в мешочек карточки-символы артикуляционных упражнений. Дети достают карточку, говорят название упражнения и выполняют его.

2. Игра «Геометрическая мозаика»

Цель: автоматизация поставленных звуков на материале слогов, развитие фонематического слуха, мелкой моторики.

Ход игры. Логопед кладет перед ребенком карточку с изображением узора, который нужно сложить. А затем предлагает ребенку повторить цепочку слогов. Если ребенок правильно воспроизвел цепочку, то получает одну геометрическую фигуру. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не получит всех деталей, чтобы можно было собрать картинку.

3. Игра «Разрезные картинки»

Цель: автоматизация поставленных звуков на материале слов и предложений, развитие мелкой моторики, пространственных представлений.

Ход игры. Ребенку предлагается собрать несколько картинок (детали для каждой картинки могут предлагаться поочередно или перемешиваться, в зависимости от подготовки ребенка). После того как картинки собраны, ребенок должен правильно назвать их и составить по одному предложению с каждой из них. Картинки подбираются так, чтобы в их названии содержался звук, требующий автоматизации.

4. Игра «Найди пару»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры. Логопед подбирает парные картинки со словами паронимами (вагон – батон, корона – ворона и др.) Перед игрой каждый ребенок получает по карточке. Дети стоят в круге. Один из играющих произносит свое слово и ждет, пока другой ребенок назовет свою картинку, но так, чтобы они оказались похожими по звучанию. Дети, у которых оказались картинки с похожими словами встают рядом и берутся за руки. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не найдет свою пару.

5. Игра «Логокуб»

Цель: развитие артикуляционной моторики

Материал: кубик, на грани которого приклеены картинки-символы артикуляционных упражнений.

Ход игры. Ребенок бросает кубик и выполняет то упражнение, символ которого выпал.

6. Игра «Карточка-проверялочка»

Цель: автоматизация поставленных звуков в словах, развитие оптико-пространственного анализа и синтеза, фонематического восприятия, мышления, памяти, внимания, мелкой моторики, самоконтроля.

Материал: таблицы 4х4 клетки с картинками и карточка-проверялочка (таблица 4х4, где в трех из четырех клеток в каждой строке сделаны прорези).

Вариант 1. Ребенок называет картинки, расположенные в одной строчке, определяет лишнее слово, зачеркивает его маркером, объясняет свой выбор. Затем по инструкции логопеда: «Положи карточку так, чтобы верхний правый угол оказался желтым (Карточка для автоматизации звука [Р])», кладет карточку и проверяет себя.

Вариант 2. Можно предложить ребенку назвать по памяти те картинки, которые он зачеркнул.

Вариант 3. «Фишко-движение» ребенок передвигает фишку по инструкции логопеда, каждый раз называет картинку, на которой оказалась фишка. После нескольких ходов логопед просит рассказать по порядку весь путь.

Вариант 4. То же, но используются те карты, где подобраны картинки на смешиваемые звуки.

7. «Что можно сделать за одну минуту»

Цель: автоматизация поставленных звуков во фразе, формирование представлений о длительности времени на основе наблюдений детей за действиями других людей

Ход игры. Ребенку предлагается отобрать картинки, изображенные действия на которых, можно выполнить за одну минуту и объяснить свой выбор. Логопед или ребенок контролирует правильность выбора, а также звукопроизношения.

8. Игра «Поймай рыбку»

Цель: автоматизация звуков на материале слов, фраз, развитие зрительного восприятия, закреплять знание обобщающих понятий, основных и оттеночных цветов, развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительное восприятие.

Вариант 1. В коробку кладутся фигурки тех предметов, в названии которых есть необходимый звук. Ребенок ловит рыбку, говорит, на кого она похожа. Когда все рыбки будут пойманы, нужно отобрать те, которые можно - назвать одним словом.

Вариант 2. В коробку кладутся «рыбки», в названии которых есть звуки, которые нужно отдифференцировать, ребенок ловит «рыбку», говорит, кого она напоминает по очертаниям, определяет наличие того или иного звука, кладет «рыбку» справа или слева от коробки (по предварительной договоренности).

9. Игра «Шумящие коробочки»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры. К каждой коробочке оранжевого цвета можно подобрать пару среди коробочек красного цвета (они звучат одинаково); число коробочек может быть различным; ребенку предъявляются сразу все коробочки, и он самостоятельно отыскивает пары, либо логопед просит найти пару для конкретной коробочки.

10. Игра «Замочная скважина»

Цель: автоматизация звуков в словах, фразах, развитие зрительного восприятия.

Материал: картонные прямоугольники с прорезью в виде скважины, картинки, в названии которых содержится необходимый звук.

Ход игры. Предметная картинка закрывается «дверцей»: ребенок, перемещая «дверцу» по картинке, должен догадаться, какой предмет изображен на картинке.

 

 

 Желаю интересного и познавательного досуга с детьми!

 

 

 Материал подготовила учитель – логопед Т.В. Синицкая

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: