Версия сайта
для слабовидящих

Развиваем дикцию весело

  пт., 17.02.2023

Упражнения для дошкольников на развитие дикции

Дикция – это четкое и понятное произношение слов, которое достигается с помощью правильной артикуляции

Для дошкольников основной трудностью при произношении слов является необходимость быстро изменять положение языка во рту. Для освоения этого навыка надо укреплять его мускулатуру и проводить постоянную тренировку.

Игры- упражнения на артикуляцию

«Обезьянки»

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

«Град» (массаж лица)

Град, а, град, ты чему так рад?

Прыгаешь, смеешься, да еще дерешься.

«Вовсе я не рад», — отвечает град.

«Просто солнца луч проколол бока у туч,

И я вывалился, лечу,

С досады всех колочу.

«Ночной лес»

Лес ночной был полон звуков (а-аа-а шепотом):

Кто-то выл (в-в-в),

А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу),

Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю),

Кто то топал (топ-топ-топ-топ),

Кто жужжал (ж-ж-ж-ж),

Кто-то укал (у-у-у-у)

И кричал (Ау-ау-ау-ау),

Ну а кто-то тихо-тихо, тонким голосом молчал («тонким» голосом проговаривать):

А-а-а-а (шепотом).

Игры для детей среднего дошкольного возраста

«Трубочист»

Дети стоят в кругу и говорят: «Вот веселый трубочист. Он трубы чистит, чистит. Руки ходят вверх и вниз, и крепко сжаты кисти». Проговаривая текст, дети выполняют движения: поднимают руки вверх, затем сгибают их в локтях, сжимают кисти в кулак и е силой опускают руки вниз.

«Болото»

Дети делятся на две группы: «журавли» и «лягушки», — стоят в кругу. Посередине «болото».

«Лягушки» поют: «Лягушечки-квакушечки по бережку гуляют. Комариков-судариков и мошек собирают».

 Им отвечает хор «журавлей»: «Журавлики-кораблики летят под небесами, все серые и белые и с длинными носами. Лягушечки-квакушечки, коль живы, быть хотите, то поскорей от журавлей в болото уходите».

Услышав пение «журавлей», «лягушки» на корточках скачут в «болото». По окончании пения «журавли» прыгают, размахивают «крыльями», ловят «лягушек», которые не успели прыгнуть в «болото». Пойманные «лягушки» выходят из игры.

 «Гуси, вы гуси»

Дети распределяются на две группы: «дети» и «гуси». Педагог (или один из детей) выступает в роли волка. «Дети» и «гуси» стоят лицом друг к другу на некотором расстоянии, «волк» стоит поодаль, возле него один «гусенок». Запевая песню, «дети» идут к «гусям» и отходят обратно (по четыре шага). Затем- то же движение со своими словами повторяют «гуси». На слова: «Мы видели волка» — «волк» с «гусенком» пробегают мимо «детей». Затем снова обе группы поочередно идут друг к другу. С окончанием песни «гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».

Дети: Гуси, вы гуси, серые гуси!

Гуси: Га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га!

Дети: В лесу вы бывали, кого вы видали?

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

Дети: Мы видели волка, нес он гусенка.

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

Дети: Щиплите вы волка, спасайте гусенка!

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

Скороговорки с шипящими звуками

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

 

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

 

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

 

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон! 

Простые смешные скороговорки - рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

 

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

 

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

 

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

 

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Ехал Грека через реку, 
Видит Грека - в реке рак. 
Сунул Грека руку в реку, 
Рак за руку Грека - цап!

Скороговорки для дошкольников старшего возраста

Шелест шелестит листвой.

Шепот шепчется с травой.

Тишь затихла в тишине.

«Тише, тише…», - слышно мне.

 

Уж пожаловал ежам

Новых дюжину пижам.

Прежние пижамы

Исколоты ежами.

 

Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

 

Мяч скучал на чердаке.

Мячик ищут в сундуке.

Тщетно ищут мячик

Девочка и мальчик.

 

Мама шьет сорочку дочке.

Строчит строчки на сорочке.

Срочно строчит сорок строчек:

Растет дочка, как росточек.

 

Подорожник по дороге

Собирал прохожий строгий.

Выбирал себе прохожий

Подорожник подороже.

 

Откуда на просеке просо?

Просыпали просо здесь просто.

Про просо просянки прознали.

Без спроса все просо склевали.

 

Купил салон слонихе слон.

Для слонов есть свой салон.

И салоном тем слоновым

Заслонил слон полсалона.

 

В лесу лиса под сосенкой

Стелила постель лисенку.

Из листьев постель для сына,

А листья слетели с осины.

 

Снега лавина сползла с половины,

Сползла с половины пологой горы.

Еще половина снежной лавины

Лежит на пологой горе до поры.

 

 

Сова советует сове:

«Спи, соседка, на софе.

На софе так сладко спится,

О совятах сон приснится.

 

Захар сахар запасал.

Закрома им заполнял.

Захаровы закрома

Засахарены сполна.

 

Зачерпнула цапля чашкой

Чай целебный из ромашки.

Целый чан у цапли чая.

 

Из хлебушка лепешку

Не ешь, не ешь, рыбешка.

Отведаешь лепешки

И будешь в поварешке.

 

На мели мы лениво налима ловили.

Налима меняли вы мне на линя.

 

Три сороки тараторки

Тараторили на горке,

Тараторили на горке

Три сороки тараторки

 

Ярослав и Ярославна

Поселились в Ярославле.

В Ярославле живут славно

Ярослав и Ярославна.

 

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.

Георгины гуашью рисовала Наташа.

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: