Версия сайта
для слабовидящих

Развивая речь детей, начнем с себя…

  сб., 20.10.2018

Осколкова Л. А., учитель-логопед

МАДОУ ЦРР Д/с №50 Г. Тюмени

Все нижеизложенное предлагается умным папам и мамам, понимающим, что воспитание ребенка начинается с работы над собой.

Если Вы хотите стать поистине  великим оратором выступления которого будут слушать затаив дыхание, а не фоном, пропуская сказанные шаблонные банальности мимо ушей, то Вам непременно нужно знать, что ответить и сказать в любой ситуации. Важно, чтоб ответ был по сути, оригинальным по своей форме и доступным к пониманию. Очень редко люди рождаются с умением непринужденно создавать креативные речевые обороты, остальным это умение необходимо развивать и постоянно тренировать. Именно для развития этого умения собраны приведенные ниже упражнения. Если Вы не поленитесь и будете уделять немного времени этим упражнениям, то вероятность того, что в сочетании с чтением и расширением кругозора, Вы добьетесь поставленных целей гораздо быстрей. Приложите максимум усилий и будьте не только интересным оратором, чья речь насыщена яркими выражениями и вкусными словами, но и отличным собеседником, с которым можно дискутировать на абсолютно любые темы.

Упражнение №1 «Правка текста»

Отлично помогает пополнить словарный запас следующее упражнение. Берёте любой текст (рекламную листовку, журнальную статью, распечатанный отрывок из книги, для детей можно распечатать несколько абзацев из сказки), зачёркиваете в каждом предложении по несколько произвольных слов, а затем вслух читаете этот текст, при этом на ходу заменяя вычеркнутые слова синонимами подходящими по смыслу. Предлагаем Вам заполнить пробелы в следующем тексте. Для примера взят абзац из книги Дэна Брауна «Инферно». Не бойтесь, сначала это может показаться очень сложным, но с каждым разом Вам будет становиться все легче подобрать нужное слово.

«Микеланджеловский «Давид» ***** Лэнгдона с первой встречи. Когда-то, еще *****, он зашел в Академию изящных искусств, медленно ***** вдоль угрюмой шеренги незаконченных микеланджеловских «Рабов» и вдруг *****, как его взгляд невольно и ***** поднимается, притянутый этим ***** высотой в пять с лишним метров. Грандиозность и рельефная ***** Давида поражали почти всех, кто видел этого ***** героя впервые, однако на Лэнгдона произвела ***** впечатление его ***** поза: воспользовавшись классическим приемом под названием «контрапост», Микеланджело ***** иллюзию, что Давид, чуть наклонившийся вправо, практически не опирается на свою левую ногу, тогда как ***** она поддерживала собой целые тонны мрамора.»

 

Упражнение №2 «Выступление на тему»

Выберите любую тему, для начала лучше взять знакомую, и в течение 3-5 минут говорите исключительно на эту тему. Говорить, в идеале, нужно связно, уверенно, красиво, без заминок и использования слов-паразитов. Это упражнение заставит Ваш мозг работать быстрее. Изначально будет сложно выдавить из себя хотя бы два предложения, но потом Ваша мысль будет развиваться, хотя логика сказанного и будет оставлять желать лучшего. Выполнение данного упражнения необходимо довести до такого уровня, чтобы в Вашем монологе не было пробелов и явных ляпов.

 Упражнение №3 «Если бы, да кабы»

Отличным упражнением для развития креативности вашей речи станет рассуждение на самые немыслимые и фантастические темы. Например:

  • Если бы коровы могли летать?
  • Если бы люди не изобрели колесо?
  • Если бы на Земле не было гравитации?
  • Если бы стены могли говорить?

При ответе на вопросы, очень важно не отвечать примитивно, а раскрывать Ваше видение полностью, с мельчайшими подробностями, пусть и самыми невероятными.

 

Упражнение №4 «В соавторстве с Далем»

Вообразите ситуацию, когда Вам предложили стать соавтором толкового словаря, Ваша задача - дать предельно точное и подробное определение слов. Сначала возьмите простые слова, затем переходите на абстрактные понятия. Пусть Ваше определение не ограничивается парой предложений, постарайтесь дать определение слову таким образом, чтобы спутать его с другим было нереально. Развивайте свою мысль и не ограничивайтесь одним предложением, объясните смысл слова так, чтобы возможность спутать его с другим была исключена. Например, дайте определение таким словам, как: креативность, риторика, мороженое, влияние.

 Упражнение №5 «Очепятка»

Для выполнения этого упражнения, Вам снова понадобится текст. Попросите кого-нибудь из близких «отредактировать» этот текст так, чтобы там было как можно больше опечаток (буквы поменяны местами, пропущена буква или стоит не та буква). Вашей задачей будет прочитать этот текст вслух, на ходу исправляя опечатки «редактора». Смысл этого упражнения в том, чтобы за минимальное количество времени Вы, читая текст вслух, допустили наименьшее количество ошибок. А в идеале, тот, кто правил Вам текст, будет Вас слушать и исправлять. Это упражнение хорошо развивает реакцию.

 Упражнение №6 «Неслучайная пара»

Смысл этого упражнения заключается в том, что Вы, взяв два произвольных слова, пытаетесь в полной мере сравнить и связать их. Затем постарайтесь развить идею для закрепления связи между этими двумя словами.

 Упражнение №7 «Чудо-юдо»

Возьмите лист бумаги и карандаш. Умение хорошо рисовать приветствуется, но в данном упражнении не играет особой роли, все равно результат должен остаться у Вас в голове. Теперь, взяв в руку карандаш, пробуем изобразить несуществующее животное, в котором будут сочетаться как можно большее количество черт других животных. Например, зайца с ушами слона, хвостом тигра и лапами кенгуру. После того, как Вы посчитаете шедевр оконченным, постарайтесь осмыслить Ваше творчество и придумать небольшой рассказ с участием этого мутанта, как он появился, почему обладает этими чертами, как ему живется.

 Упражнение №8 «В поисках прилагательных»

Берем любое слово и пишем к нему 5 прилагательных, которые подходят к нему по смыслу. Например, ящик – картонный, старый, вместительный, почтовый, черный. Затем, напишите 5 прилагательных, которые никак не подойдут к нему. Например, тот же ящик – живой, ясный, быстрый, меркантильный, кратковременный. Выполняя упражнение, Вы заметите, что не так легко вытащить из своей памяти заданные прилагательные.

 Упражнение №9 «Обзови меня тихо по имени»

Придумываем новые названия для предметов, животных и всего, что нас окружает. Для примера возьмем слово «телефон», он же сотовый, мобилка, звонилка. А теперь придумайте ему другое, уникальное название. В начале можете использовать несколько слов для названия, например, говорильный аппарат или связник. Практикуйте это упражнение хотя бы раз в день, например, когда едете на работу, и в скором времени Вы заметите, что креативность Вашей речи и мышления значительно увеличилась.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: