МАДОУ ЦРР – д/с №50 города Тюмени
учитель-логопед Жайворонок О. Б.
Игра «В стране Звуковичков»
Игровой материал: рисунки с изображением Зковичков и предметов на их крылышках, музыкальное сопровождение.
Правила игры:
Звуковички это носители и хранители звуков. Они живут в Стране слов.
Чтобы узнать, как его зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотрим на рисунок его крылышек. Если нарисован ландыш, это Звуковичок - Л, а если люстра - Ль, солнышко- Звуковичок С, сережка - Сь.
Объясняем детям:
Чтобы накормить Звуковичков, надо назвать слова с его звуком, растягивая звук как можно дольше (пока Звуковичок не наестся). Звуковичку В надо пропеть в-вата,в-в-ворон, но нельзя шоколад или грушу ,а то он отравиться.
Можно предложить детям самим нарисовать крылышки Звуковичкам.
Игра «Звуковых дел Мастера»
Игровой материал: 6 фигурок Звуковых дел мастеров с яркими молоточками в руках, в красных комбинезонах, на груди у каждого его звук: А, О, У, Ы, И,Э, предметные картинки.
Правила игры:
В нашу комнату вошли ЗДМ. Кому мы подарим ананас - А, а кому книгу - И, стул - У.
Вариант игры: ЗДМ рисуют картину.
Дети рисуют любой несложный сюжет. Например, «На рыбалке»: река, берег с песочком, камни, лес. На берегу рыбак с удочкой. И везде значками отмечают, какой Мастер нарисовал этот предмет. Например, песок - О, камень - А ,рыб - Ы.
Игра «Звукоедик»
Игровой материал: кукла.
Правила игры:
У Звуковичка есть страшный враг - Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.
Ходим с куклой в руках по комнате и говорим:
…иван….каф,…тул.
Что хотела сказать кукда?
Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: сто…,сту…,тарелк…
А теперь Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый(последний) звук в названиях фруктов: …руша,…анан.
Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев: сыроежк.., сосн…
Звукоедик может попасть в огород, магазин, цирк, на рыбалку.
Игра «В стране Звуков»
Правила игры:
Ребенок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают.
Например, Мь-А---мишка, К-А—кукла.
Аналогично загадывают овоши ,фрукты, цвет.. виды спорта, имена.
Игра «Любопытный»
Игровой материал: фишки
Правила игры: На любой вопрос ведущего можно назвать только те слова, которые начинаются со звука Б.
- Где был? - на балконе
- Кого видел? - бульдога
- Куда собираешься? – в булочную
- Что будешь покупать? - бублики, баранки
- Куда поедешь? - к бабушке в Букино
- Что наденешь? - блузку, брюки.
Игры «Изобрази предмет»
Правила игры:
Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя.
Например, Катя. Какой первый звук в ее имени? – К.
Названия каких предметов начинаются с этого звука? - кошка, камень, канат…
Дети придумывают, как изобразить эти предметы.
Игра «Кто больше?»
Игровой материал: картинки.
Правила игры:
Даем ребенку набор предметных картинок. Просим сначала выбрать картинки, в названии которых звук А встречается 1 раз (сад, арбуз), затем 2 раза (астра, баран), в конце 3 раза-(ананас, барабан).
Так же подбираются картинки для работы с другими звуками.
Игра «Упрямые Звуковички»
Игровой материал: мяч
Правила игры:
Называем твердый согласный и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, он называет пару заданного звука (маленького «братца») и бросает мяч ведущему.
Например, Б-Бь
Л-Ль
К-Кь.
Или наоборот- большого «братца»:
З-Зь
Ф-Фь.
Аналогично можно играть со словами;
Дал- даль
Кон- конь.
Игра «Магазин»
Игровой материал: предметные картинки. Бумажные карточки со звуками, два рисунка, различные предметы.
Правила игры:
На картинках нарисованы предметы одежды и посуды. В названиях предметов есть звуки С, Ш, Л, Р . У детей деньги- бумажные карточки со значками звуков: С, Ш, Л, Р .на монету Ш можно купить кувшин, шляпу. рубашку, а на монету С- стакан, миску. Побеждает тот, кто сделал больше покупок.
Игра «Анаграммы»
Правила игры:
Придумать новые слова, состоящие из этих же звуков, но расположенные в другом порядке.
Например. Атлас- салат
Кулак- кукла
Лиса- сила
Камыш- мышка.