Версия сайта
для слабовидящих

Межзубный сигматизм свистящих звуков.

  пн., 21.11.2022

 Межзубный сигматизм свистящих звуков это прокладывание языка между зубами при произнесении звуков С, Сь, З, Зь, Ц. Очень часто язык прокладывается между зубами и при произнесении звуков Ть, Дь, Нь (язык в норме за нижними зубами), Т,Д,Н,Ш,Ж,Щ,Ч,Л, Ль (язык в норме за верхними зубами).

Что делаем?

1. Ставим звуки, при произнесении которых язык за верхними зубами - Т, Д, Н, Ш, Ж, Щ,Ч, Л, Ль, Р, Рь. Таким образом мы укрепляем кончик языка и снимаем тонус корня языка, который часто встречается при межзубном сигматизме.

 2. Отрабатываем правильную артикуляцию при произнесении свистящих звуков :  зубы «Забором», дружат, между зубами небольшая щель;  широкая улыбка «Оскал»;  кончик языка упирается в нижние зубы - «Киска»; воздушная струя идёт по середине языка.

3. Укрепляем кончик языка:

- упражнение «Барабанщик»- открываем широко рот, язык поднимаем за верхние зубы, произносим Д-Д-Д… Также можем произносить: Т-Т-Т … ДТ-ДТ-ДТ… ТД-ТД-ТД… ДЖ-ДЖ-ДЖ… ТШ-ТШ-ТШ… ДЫН-ДЫН-ДЫН…;

 -упражнение «Киска» - язык упирается в нижние зубы (под счёт до 10);  -упражнение «Киска сердится»- язык упирается в нижние зубы, спинку языка раскачиваем  вперёд- назад;

 -упражнение «Чистим зубки» - чистим все верхние и нижние зубы языком с внутренней стороны зубов, а также между зубами и губами ;  -упражнение «Посчитай зубки» - считаем все зубы вверху и внизу;  -упражнение «Орешки» - язык упирается поочерёдно в правую и левую щёку, пальцем  ловим язык;  

-упражнение «Мартышка» - язык ставим между верней губой и верхними зубами, потом язык ставим между нижней губой и нижними зубами;

- упражнение «Лестница» - язык ставим на верхнюю губу, на верхние зубы, за верхние зубы;  

-упражнения с коктейльной палочкой (можно с карандашом или палочкой для  суши):

под язык кладём палочку, язык упирается в нижние зубы, держим под счёт до 10;

 на язык кладём палочку, язык упирается в верхние зубы, держим под счёт до 10;

шарик палочки ставим за нижние зубы, языком выталкиваем шарик; шарик палочки ставим за верхние зубы, языком выталкиваем шарик;

  -упражнения с маленькой пуговицей на нитке – удерживаем пуговицу языком за нижними и верхними зубами (под счёт до 10).

 4. Формируем положение языка в точке покоя. Язык в покое в норме стоит за верхними зубами. У детей с межзубным сигматизмом очень часто рот может быть приоткрыт и язык лежит между зубами.  постоянно контролируем закрытый рот у ребенка и просим удерживать язык за верхними зубами;  

с кукурузными колечками или звёздочками для завтрака: удерживаем подü счёт до 10 колечко или звёздочку кончиком языка за верхними зубами;  

контролируем правильное дыхание в покое у ребёнка нос-нос с закрытым ртом.

 5. Консультация ЛОР-врача. Очень часто причиной межзубного сигматизма может быть хронический аденоидит, которое требует медикаментозного лечения.

 6. Коррекция межзубного сигматизма с помощью вестибулярной пластины с бусиной. Ребенок надевает пластину на зубы, удерживает закрытый рот (особенно важно для детей, которые в покое ходят с открытым ртом и проложенным языком между зубами) и крутит языком бусину. Проволоку с бусиной желательно приподнять вверх, чтобы формировать правильное положение языка в покое (за верхними зубами). Обычно носят вестибулярную пластину 2 часа днём, срок коррекции от 6 месяцев до года (для детей с 3х лет).

 7. Коррекция неправильного прикуса. Неправильный прикус может стать причиной межзубного сигматизма (например, открытый прикус (передние зубы нельзя поставить в «забор», между зубами щель; дистальный прикус (верхний зубной ряд сильно выступает над нижним); медиальный прикус (нижняя челюсть выступает вперёд по отношению к верхней). В этих случаях показана коррекция прикуса с помощью трейнеров с 3х лет. Рекомендуется консультация ортодонта. Обычно носят трейнеры 2 часа днём и всю ночь, срок коррекции от 6 месяцев до 2х лет.

8. Ставим и автоматизируем свистящие звуки в слогах, словах, предложениях и в речи. Введение в речь свистящих звуков при межзубном сигматизме длительно (от 3х месяцев), требует самоконтроля и внешнего контроля со стороны родителей.

Составила: Любовь Станиславовна Хомякова, учитель - логопед. 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: