Межзубный сигматизм свистящих звуков это прокладывание языка между зубами при произнесении звуков С, Сь, З, Зь, Ц. Очень часто язык прокладывается между зубами и при произнесении звуков Ть, Дь, Нь (язык в норме за нижними зубами), Т,Д,Н,Ш,Ж,Щ,Ч,Л, Ль (язык в норме за верхними зубами).
Что делаем?
1. Ставим звуки, при произнесении которых язык за верхними зубами - Т, Д, Н, Ш, Ж, Щ,Ч, Л, Ль, Р, Рь. Таким образом мы укрепляем кончик языка и снимаем тонус корня языка, который часто встречается при межзубном сигматизме.
2. Отрабатываем правильную артикуляцию при произнесении свистящих звуков : зубы «Забором», дружат, между зубами небольшая щель; широкая улыбка «Оскал»; кончик языка упирается в нижние зубы - «Киска»; воздушная струя идёт по середине языка.
3. Укрепляем кончик языка:
- упражнение «Барабанщик»- открываем широко рот, язык поднимаем за верхние зубы, произносим Д-Д-Д… Также можем произносить: Т-Т-Т … ДТ-ДТ-ДТ… ТД-ТД-ТД… ДЖ-ДЖ-ДЖ… ТШ-ТШ-ТШ… ДЫН-ДЫН-ДЫН…;
-упражнение «Киска» - язык упирается в нижние зубы (под счёт до 10); -упражнение «Киска сердится»- язык упирается в нижние зубы, спинку языка раскачиваем вперёд- назад;
-упражнение «Чистим зубки» - чистим все верхние и нижние зубы языком с внутренней стороны зубов, а также между зубами и губами ; -упражнение «Посчитай зубки» - считаем все зубы вверху и внизу; -упражнение «Орешки» - язык упирается поочерёдно в правую и левую щёку, пальцем ловим язык;
-упражнение «Мартышка» - язык ставим между верней губой и верхними зубами, потом язык ставим между нижней губой и нижними зубами;
- упражнение «Лестница» - язык ставим на верхнюю губу, на верхние зубы, за верхние зубы;
-упражнения с коктейльной палочкой (можно с карандашом или палочкой для суши):
под язык кладём палочку, язык упирается в нижние зубы, держим под счёт до 10;
на язык кладём палочку, язык упирается в верхние зубы, держим под счёт до 10;
шарик палочки ставим за нижние зубы, языком выталкиваем шарик; шарик палочки ставим за верхние зубы, языком выталкиваем шарик;
-упражнения с маленькой пуговицей на нитке – удерживаем пуговицу языком за нижними и верхними зубами (под счёт до 10).
4. Формируем положение языка в точке покоя. Язык в покое в норме стоит за верхними зубами. У детей с межзубным сигматизмом очень часто рот может быть приоткрыт и язык лежит между зубами. постоянно контролируем закрытый рот у ребенка и просим удерживать язык за верхними зубами;
с кукурузными колечками или звёздочками для завтрака: удерживаем подü счёт до 10 колечко или звёздочку кончиком языка за верхними зубами;
контролируем правильное дыхание в покое у ребёнка нос-нос с закрытым ртом.
5. Консультация ЛОР-врача. Очень часто причиной межзубного сигматизма может быть хронический аденоидит, которое требует медикаментозного лечения.
6. Коррекция межзубного сигматизма с помощью вестибулярной пластины с бусиной. Ребенок надевает пластину на зубы, удерживает закрытый рот (особенно важно для детей, которые в покое ходят с открытым ртом и проложенным языком между зубами) и крутит языком бусину. Проволоку с бусиной желательно приподнять вверх, чтобы формировать правильное положение языка в покое (за верхними зубами). Обычно носят вестибулярную пластину 2 часа днём, срок коррекции от 6 месяцев до года (для детей с 3х лет).
7. Коррекция неправильного прикуса. Неправильный прикус может стать причиной межзубного сигматизма (например, открытый прикус (передние зубы нельзя поставить в «забор», между зубами щель; дистальный прикус (верхний зубной ряд сильно выступает над нижним); медиальный прикус (нижняя челюсть выступает вперёд по отношению к верхней). В этих случаях показана коррекция прикуса с помощью трейнеров с 3х лет. Рекомендуется консультация ортодонта. Обычно носят трейнеры 2 часа днём и всю ночь, срок коррекции от 6 месяцев до 2х лет.
8. Ставим и автоматизируем свистящие звуки в слогах, словах, предложениях и в речи. Введение в речь свистящих звуков при межзубном сигматизме длительно (от 3х месяцев), требует самоконтроля и внешнего контроля со стороны родителей.
Составила: Любовь Станиславовна Хомякова, учитель - логопед.