Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова
Многие родители, которые активно следят за развитием речи своего ребенка, иногда сталкиваются с проблемой: ребенок стал заикаться. При этом зачастую родители уверены в том, что это именно заикание, с чем и обращаются к специалистам.
На самом деле, далеко не всегда та речевая особенность ребенка, принимаемая за заикание, является действительно им. Часто за заикание принимаются речевые запинки, которые имеют под собой немного другую основу. Попробуем разобраться, в чем же отличия в этих речевых нарушениях и что с ними делать.
Что такое заикание?
Заикание - это нарушение темпа и ритма речи, возникающее при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные. Данная речевая патология может проявляться:
- У двух-пятилетних детей с различными поражениями головного мозга, неврологическими и психологическими проблемами, нарушениями работы центральной нервной системы;
- У подростков с психологическими и социальными проблемами;
- В зрелом возрасте при поражениях центральной нервной системы.
Согласно медицинским исследованиям, в некоторых случаях возникновения патологии виновата генетика. Ее влияние установлено, когда в семье есть близкие родственники, страдающие любой формой заикания, например, один из родителей. Но наибольшие риски появления дефекта речи имеют дети, у которых родители страдают заиканием с детства, то есть эволюционным видом заболевания. Примечательно, что мальчики страдают нарушением речи намного чаще, чем девочки.
Что такое речевые запинки?
Физиологические запинки (итерации) - часто встречающееся явление в речи, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления опережает речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим.
У эмоциональных, очень развитых и впечатлительных детей риск возникновение речевых запинок повышается. Запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.
Как отличать речевые запинки от заикания?
Во-первых, при запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи в отличие от заикания.
Во-вторых, следует обратить внимание на то, как ребенок реагирует на просьбы говорить лучше, медленнее и плавнее. Если у ребенка патологическое заикание, то речь после этой просьбы будет только хуже, а если дело в запинках – ребенок исправляется и речь становится лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.
В-третьих, проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи. Корни проблемы с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а дети с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки.
Коррекция речевых запинок
Физиологические запинки не требуют медикаментозного лечения, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом.
При коррекции запинок следует:
• Проконсультироваться с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия.
• Провести курс расслабляющего массажа.
• Проводить больше времени в воде. Самое лучшее, если вы будете ходить в бассейн, но вполне подойдут регулярные игры с водой дома.
• При необходимости проконсультироваться с логопедом. Логопедические упражнение на развитие дыхания помогут ребенку справиться с нарушениями темпа речи.
Если Вы обнаружили наличие у ребенка судорог в области речевого аппарата, шеи или других областях, то, вероятнее всего, дело кроется в патологическом заикании. В таких случаях ребенку требуется консультация невролога и логопеда и дальнейшее коррекционное воздействие.