Версия сайта
для слабовидящих

Недостатки произношения - дефект или возрастная норма?

  чт., 18.10.2018

Составитель: учитель – логопед МАДОУ  ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова

Неправильное произношение звуков ребенком - одна из наиболее распространенных причин для обращения родителей к логопеду. Задачей специалиста - разобраться, имеют ли место возрастные особенности развития детской речи или это нарушение речи – дислалия, требующее специальных логопедических занятий для ее устранения.

Дислалия – нарушение произношения одного или нескольких звуков или нескольких групп звуков. У пациентов с дислалией всегда нормальный слух и сохранная иннервация речевого аппарата.

Чаще встречается дислалия у детей, реже у подростков и взрослых. Обычно нарушается произношение следующих артикуляционных групп звуков: свистящих (С, З, Ц), шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорных (Р, Л, Й), реже заднеязычных (К, Г, Х) или переднеязычных (Т, Д). При условии систематических занятий, активном участии родителей в коррекционном процессе, использовании современных методов логопедического воздействия дислалия успешно поддается коррекции.

Дислалия проявляется следующими видами нарушения звукопроизношения:

- пропуск звуков – звук «выпадает» из начала, середины или конца слова, звука нет (.опата, го.убь, пена.);

- замена звуков – постоянное замещение одного звука другим звуком родного языка во всех формах речи, обусловленное неразличением заменяемого звука и его «заместителя» по их произносительным или слуховым характеристикам (Р на Л, К на Т, Ш на С: Сапка, коСка, малыС.  МаСа идет в Сколу);

- смешение звуков – звуки то произносятся верно в простых формах речи (слогах, словах), то ошибочно – смешиваются (путаются ребенком, взаимозаменяются) в его речевых высказываниях (пуШиШтая коСка, СуШтрый малыш);

- искажение звуков – вместо необходимого звука используется ненормированный звук, отсутствующий в системе родного языка (горловой Р, межзубный С, боковой Ш).

С учетом количества нарушенных звуков выделяют простую и сложную формы дислалии. При простой нарушено произношение одного-трех звуков, при сложной – более четырех звуков ребенок произносит неверно. 

Причинами формирования неправильного произношения являются дефекты строения артикуляционного аппарата (короткая уздечка языка или верхней губы, высокое готическое небо или низкое плоское верхнее небо,  аномалии прикуса, строения и расположения зубных рядов (щели, редкие зубы), несмыкание губ, толстые малоподвижные губы, патологически большой или, наоборот, слишком маленький язык). 

Также причинами патологического произношения звуков могут являться социальные факторы, в частности, нечеткая речь окружающих, подражание детскому лепету, сюсюканье взрослым с малышом, воспитание в условиях двуязычия в семье, неблагоприятное окружение, ограничение сферы общения, задержка речевого развития, отсутствие контроля за речью ребенка и игнорирование ошибок в детском произношении. Данные факторы могут спровоцировать формирование неправильных артикуляционных укладов звуков, недоразвитие слухового восприятия и различения фонем, что приведет к возникновению нарушений звукопроизношения у дошкольников.

Что же является возрастной нормой?

Следует отдельно сказать о такой возрастной форме нарушения звукопроизношения как физиологическая дислалия. Сюда относят те особенности звукопроизношения, которые являются нормой для определенного возрастного этапа и естественно возникают у большинства детей в процессе овладения произносительной системой родного языка. В основе физиологической формы дислалии (возрастного непроизношения звуков) лежит недостаточная возрастная подвижность артикуляционных органов и слабость слухового различения фонем, что успешно корректируется по мере взросления ребенка к 4-5 годам.

Так, например, возрастной нормой для детей до 3 лет является смягченное произношение звуков (сянки, зяйка, типленок), до 4 лет допускается замена шипящих звуков свистящими (сапка, зук, тяйник), до 5 лет пропуск или замена звуков Л и Р (.ожка, лакета). Возрастные нарушения звукопроизношения проявляются заменами, пропусками и смешениями звуков и допустимы в речи дошкольника до 4-5 лет. Искаженное произношение звуков на любом этапе речевого развития не является возрастной нормой и требует обязательных логопедических занятий.

Определение вида дислалии очень важно для выбора приемов и методов коррекции речевого нарушения. Эффективность логопедического воздействия зависит и от возраста, в котором начата коррекционная работа: желательно исправить нарушения звукопроизношения до поступления в школу, чтобы недостатки произношения звуков не оказывали влияния на овладение письменной речью.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: