Игры на развитие слоговой структуры
Проблема коррекции слоговой структуры слова является одной из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Для того, чтобы помощь этим детям была максимально эффективной, необходимы ранняя диагностика и соответствующая коррекционная работа. Для становления слоговой структуры слова необходимо наличие определенного уровня сформированности ряда неречевых процессов, а именно, оптико-пространственная ориентация, темпо-ритмической организации движений и действий, а так же возможностей построения двигательных серий.
Развитие ритмической способности находится в тесной связи с формированием пространственно – временных представлений. Каждое движение осуществляется в системе пространственных координат, обеспечивается определенным уровнем развития зрительно-моторной координации и оптико-пространственных связей.
Неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
Определяющим принципом построения этапов коррекционного воздействия является учет обязательного опережающего формирования базовых предпосылок с их последующим параллельным совершенствованием в процессе работы над восприятием и воспроизведением слов различной слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.
На наших занятиях мы используем такие упражнения:
Упражнение 1: Перед ребенком на столе находятся две игрушки, например [рис.1]: рыба и собака. Педагог поочередно берет игрушки и показывает соответствующий определенному персонажу темп и характер передвижения (например, рыба - медленно, собака - быстро). Ребенку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы.
Вопросы педагога: «Скажи, как двигается собака? рыба? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?». И др.
Упражнение 2. Перед ребёнком чередующиеся животные или растения [рис.2, 3]. Ребёнку необходимо: хлопнуть в ладоши, когда он увидит кошку кактус, топнуть ногой, когда увидит рыбу цветок. В зависимости от здания, животные и предметы меняются, ребёнок выбирает сам, какие предметы будут участвовать в задании.
Упражнение 3. Сидит – лежит. [рис. 1, 2] Ребенку предлагается выложить по образцу ряд животных и рыб с чередованием. Каждой фигуре соответствует движение: кот - хлопок с широкой амплитудой, рыба– легкий хлопок. Задание усложняется, сначала ребенок воспроизводит ряд движений, используя зрительный образ , затем по памяти, без зрительной опоры.
Сформированная слоговая структура слова способствует успешному овладению грамматическим строем речи, усвоению звукового анализа, письма, чтения.