Версия сайта
для слабовидящих

Педагогически запущенные дети в детском саду.

  пн., 06.02.2023

Когда мы говорим о детях, которые с трудом поддаются воспитанию, которые не могут усвоить принятые нормы и правила поведения,  обычно называем их «трудными», трудновоспитуемыми, педагогически запущенными. В каждой группе детского сада такие дети присутствуют.

Откуда берутся такие дети?

Трудным ребёнок становится не просто так вдруг, ни с того ни с сего. Трудные дети это чаще всего,  результат неправильного, неорганизованного процесса воспитания.  А именно в дошкольном детстве создаются определённые предпосылки для появления и закрепления отрицательных черт и качеств характера. И если взрослые не сумеют, не смогут дать дошкольнику все то, что необходимо для его нормального развития, у ребёнка появятся определённые трудности в общении с педагогами, родителями и сверстниками, которые впоследствии могут привести к очень печальным результатам.

Когда ребёнок совершает какой-либо отрицательный поступок,  обычно некоторые взрослые используют методы воздействия, которые имеют сиюминутный результат (поругать,  исключить из игры, «посадить на стул, чтобы успокоится», наказать, лишить сладкого  и т.д.). В таких случаях не учитывается главное – ребёнок получает отрицательный опыт, но при этом у него не формируется понимание основных нравственных ценностей.  В итоге ребёнок получает неблагоприятное воздействие со стороны взрослого и накапливает в себе  нежелательные качества  характера. В каждой такой ситуации важно разъяснить ребёнку в доступной форме ошибки в его действиях, показать приемлемые и конструктивные пути выхода из сложившейся ситуации.

 Что влияет на появление педагогической  запущенности у детей?

1. Семейная обстановка. Первый опыт взаимоотношений с окружающими приобретается в семье. Система ценностей, что делать можно, а что нельзя, что называют «добром», а что  «злом», что «хорошо», а что «плохо»  у ребёнка   в первую очередь формируются в семье. Очень трудно изменить неправильные представления и поведение ребёнка, не изменив воспитательную ситуацию в семье, не убедив родителей в пересмотре их влияния на ребёнка.

2. Избалованность ребёнка. Такие дети растут в благополучных семьях, имеющих хороший достаток. Обычно ребёнка окружают много взрослых, которые уделяют ему повышенное  внимания, каждый старается завоевать любовь и признание любимого «чада». Эти дети в большинстве,  знакомы с правилами поведения, но выполняют их только если им это выгодно. В общении со сверстниками обычно проявляют грубость, им сложно играть в коллективные игры, если ведущая роль отдаётся не им. Они выходят из игры и предпочитают совсем не играть, нежели видеть ведущим другого ребёнка. Дошкольники не приучены к труду, имеют завышенную самооценку и  представления о своих возможностях, это дети с  большими потребностями.

3. Болезненные дети. Такие дошкольники несамостоятельны, капризны, плохо приспособлены к окружающему, в результате чего они с трудом выполняют режимные моменты, пассивны, безинициативны, не умеют за себя постоять.  Такие дети должны находиться под медицинским контролем, в дошкольном учреждении необходимо создавать для них все необходимые оздоровительные мероприятия.

Каждый случай педагогической запущенности требует специальной психолого-педагогической диагностики. Строить работу по коррекции педагогической запущенности следует в тесной связи с семьёй. Педагоги, психолог и родители должны придерживаться единых подходов, методов и приёмов в воспитании ребёнка Необходимо чётко объяснять ребёнку суть его ошибок, показывать допустимые способы и примеры поведения. При этом ребёнок должен ощущать атмосферу принятия и доброжелательности. Наиболее эффективными методами преодоления трудного поведения являются:

  • убеждение 
  •  оценка действий и поступков ребёнка 
  •  создание условий для проявления положительных черт характера

Убеждение используется для формирования правильных нравственных понятий и  представлений, правил поведения. Ребёнку необходимо постоянно «упражняться» в поступках, получающих одобрение, в проявлениях положительных качеств. Работа  может проходить с использованием детского творчества, трудовой деятельности, дидактических, театральных, музыкальных игр, чтением художественных произведений.

Процесс этот длительный, поэтому требует терпения, т.к. часто несмотря на то, что ребёнок соглашается со взрослым, в поведении допускает ошибки «по привычке», используя стереотипные и сложившиеся у него модели поведения. Неудачи коррекционной работы  могут говорить о том, что педагог или психолог выбрал неверный путь влияния на ребёнка. В таких случаях целесообразно пересмотреть методы и приёмы воздействия на поведение ребёнка. Ребёнку  необходимо чётко ориентироваться в общепринятой системе ценностей, его нужно научить оценивать свои поступки и действия, помогать находить нужные и правильные варианты решений проблемных ситуаций. Следует иметь виду, что если ребёнка обучают определённым правилам поведения, то они должны быть действительны для всех и детей,  и взрослых. (Никому нельзя бегать по помещению, громко кричать, хлопать дверью и т.д.).  Это правила едины для всех.

Для коррекции поведения педагогически запущенных детей следует привлекать всех специалистов детского сада, работающих с этими дошкольниками.

 Автор репортажа:Наталья Александровна Смирнова, педагог - психолог.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: