Версия сайта
для слабовидящих

Умеем ли мы слушать и слышать ребенка!?

  чт., 17.02.2022

   Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего поможет общение с ребенком. Общение необходимо ребенку так же как пища. Неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье.

   Психолог Юлия Гиппенрейтер в своих книгах описала, как правильно общаться с ребенком, слушать его и слышать. Этот метод  она назвала «активное слушание». Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Техники "активного слушания".

1. Беседуя с ребенком, нужно повернуться к нему лицом, также важно смотреть ему в глаза (чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, можно присесть рядом, притянуть ребенка к себе и пр.).

2. Видя негативное переживание малыша, не задавайте ему много вопросов, такая форма беседы не отражает сочувствия. Желательно, чтобы и ваши ответы звучали в утвердительной форме. ( «Ты так сильно плачешь, тебе, наверное, очень больно»).

3. Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Пауза помогает ребенку разобраться с переживаниями.

 4. Отвечая на переживания ребенка, старайтесь точнее обозначить, что вы поняли те чувства, которые он испытывает. («Я понимаю, тебе сейчас очень обидно»)
  

Существуют родительские высказывания-помехи, которые мешают активному слушанию.

1. Приказы, команды. (Быстро перестань! Убери! Быстро в кровать!)

2. Предупреждения, угрозы. (Если ты не перестанешь плакать, я уйду, оставлю тебя)

3. Мораль, проповеди. (Ты обязан вести себя как подобает!)

4. Советы, готовые решения. (А ты возьми и скажи так…)

5. Критика, обвинения. (Опять все сделал не так, все из-за тебя)

6. Много похвалы.

7.Обзывание, высмеивание. (Плакса, не будь лапшой)

8. Выспрашивание, расследование. (Нет, ты все-таки скажи)

9. Отшучивание, уход от разговора. (Отстань, не до тебя)

Активное слушание – это сложный путь установления  лучшего контакта с ребенком, способ показать, что вы,  безусловно, его принимаете со всеми бедами и переживаниями. Для появления такого контакта вам понадобиться много сил, терпения и времени. Давайте учиться вместе с детьми новому и лучшему!

Подготовила: педагог - психолог, Леоненко Л.Г

 

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: