30 апреля вся наша страна отмечает день Пожарной охраны. В гости к ребятам группы «Растишки» пришел сотрудник МЧС. Он рассказал ребятам о снаряжении, о пожарной технике и предметах, которые помогают в нелёгком труде работников пожарной охраны.
|
Расширение глагольного словаря у детей с ТНРср., 17.05.2023В современных условиях изучение и формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый глагольный словарь. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию и развитию. В глагольном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др). Затруднения в подборе глаголов, обозначающих способы передвижения животных (скачет, ползет, летает, плывёт, идет), очень редки. Также имеется незначительное количество глаголов с приставками, которые чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришел — шел, перешел – шел, перепрыгнул-прыгнул, поливает-льёт и т.д.). В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт – идёт, воркует – поёт, чирикает – поёт и др.). Особенно стойкими являются замены глаголов: куёт – молотит, вяжет – шьёт, гладит утюгом – проводит утюгом, купает – моет. Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные – с другой, а также выделять оттенки значений. Нарушения актуализации словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает.) Эти данные свидетельствуют о более значительной несформированности структуры значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при группировке глаголов. При проведении коррекционной работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. Формирование глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи следует проводить с учетом факторов формирования лексики по следующим общим направлениям: — расширение объема словаря глаголов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности; — уточнение значений слов-действий; — организация семантических полей лексической системы; — формирование семантической структуры глагола в единстве основных его компонентов; — активизация словаря действий, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь; — развитие синонимии и антонимии глаголов; — развитие словообразования глаголов. Одним из наиболее существенных методов изучения структуры слова является объяснение значения слова. При объяснении значения глаголов дети используют особую стратегию. Преобладающим способом является включение глагола в контекст. В дальнейшем дети переходят к определению значения слова через конкретизацию с опорой на основные семантические признаки. Репортаж подготовила учитель-логопед Осколкова Л.А.
|