Версия сайта
для слабовидящих

Введение в речь приставочных глаголов

  чт., 18.05.2023

Коррекционная работа, направленная на расширение глагольного словарного запаса детей, может начаться с разбора серии картинок, на которых изображены различные действия мальчика. В процессе неоднократного называния этих действий ребенок постепенно овладевает способами образования глаголов с помощью приставок. Чтобы стимулировать ребенка к образованию нужного глагола, взрослый сам называет существительное с предлогом, а ребенок добавляет соответствующий глагол. Например, взрослый говорит: «Мальчик …. в дом», ребенок добавляет – входит; «Мальчик … из дома» – выходит из дома. Педагог использует целый ряд следующих однокоренных глаголов: входит, выходит, переходит, подходит, обходит, сходит. 

После работы по серии картинок детям дается дополнительное задание. Им предлагается при помощи этих же приставок образовать другие глаголы. Делается это примерно так. Задается вопрос: «Ты правильно сказал, что мальчик дорогу переходит. А заяц? (перебегает). А птица? (перелетает). А змея? (переползает)». Аналогичные глаголы образуются и с другими приставками. В ходе регулярных упражнений у детей вырабатывается прочный навык правильного употребления приставочных глаголов. 

 Систематические словесные задания помогают детям постепенно усвоить основное значение глагольных приставок, определить их сходство и найти отличие. Ребенку объясняется, что приставка «при» означает приближение к чему-то (прибегать, приплывать, приходить). А приставка «у», наоборот, удаление (убегать, улетать). Дети уточняют значение приставки «вы», выход чего-то изнутри (выходить, выползать). Они образовывают слова и словосочетания: выходить (из дома); выбегать (из леса); вытащить (из болота). При работе над приставкой «пере» хорошо использовать закрепление знаний о соблюдении правил дорожного движения. Дети могут самостоятельно объяснить значение слов-действий с приставкой «пере», т.е. переход через что-то (перебегать дорогу, переходить улицу и т.д.). Вновь образованные глаголы вводятся в небольшие тексты, рассказы детей.  

Все раннее отработанные приставки вновь сводятся воедино путем присоединения разных приставок к одному и тому же глаголу. Например: уходить, приходить, входить, заходить, переходить, отходить, обходить. Ребенку предлагается составить словосочетания с данными глаголами (приходить в гости; обходить лужу; входить в комнату). Данный вид работы еще раз заставит ребенка задуматься над смысловым значением глагольных приставок, так как каждая из них существенно меняет основное значение глагола. Более того, однокоренные глаголы «уходить» и «приходить» имеют противоположное значение и могут быть использованы в работе по теме «Слова-антонимы». В тех случаях, когда ребенку трудно понять смысл данного глагола, можно задать такой вопрос: «Разве тебе все равно, ушла твоя мама или пришла?». Чаще всего ребенок точно улавливает смысловую разницу глаголов. 

С целью научить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками используются и другие упражнения. Это может быть составление предложений по демонстрируемому действию. Педагог вызывает одного ребенка и предлагает ему выполнить ряд действий: завязать бант Мишке, развязать узел, завязать глаза кукле и т.д. Дети внимательно наблюдают и рассказывают, что ребенок делает, т.е. составляют предложения по демонстрируемому действию. Затем ребенок садится на место, а педагог, обращаясь к группе, просит вспомнить, какие действия были выполнены. Можно провести соревнование «Кто больше составит предложений?» или игру «Как сказать правильно?». В ходе игры педагог называет предложение, нарочно употребляя глаголы неправильно. Дети должны найти и исправить ошибку. Примеры предложений: «Мама вошла из магазина» – Мама вышла из магазина; «Девочка подбежала из дома» – Девочка выбежала из дома. Это упражнение можно видоизменить. Взрослый приглашает не одного, а двух детей (Рому и Сашу) и предлагает совершить одно и то же действие, например, выпить воду. После того, как один ребенок закончил пить воду, у детей можно спросить, что сделал Рома. Он выпил воду. А что делает Саша? Он пьет воду. Аналогичную работу можно провести с парными картинками, на которых нарисованы разные действия: законченные и незаконченные (закрыл – закрывает; вешает – повесил, вымыл – моет) 

 Работа над приставочными глаголами может проходить со специально подобранными текстами. Дети заучивают небольшие тексты, стихи. Педагог следит за правильным употреблением глаголов с разными приставками и уточняет их значение. Для детей младшего возраста после прочтения известного стихотворения С.Я. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»: попросить детей назвать слова, которые говорят о действиях мяча (Маши).

 Вот несколько приемов, которые также помогут дошкольникам усвоить данную тему. Педагог произносит два словосочетания и просит объяснить их разницу: «рисует яблоко» и «нарисовал яблоко». Дети уточняют, что в первом словосочетании действие еще не закончилось, продолжается, а во втором случае действие, наоборот, закончено, т.е. яблоко уже нарисовано. Следующее задание – предлагается два-три глагола с разными приставками: наливает, проливает, разливает, поливает. Необходимо выбрать слова, которые подходят к слову «цветы». Задание можно проводить устно или с опорой на картинку. 

 Один из вариантов работы, который можно предложить детям, умеющим хорошо читать. На карточках написано несколько слов. Например: варит – сварил; пишет – написал; вешает – повесил. Ребенок должен выбрать действие, которое уже закончилось. Систематическая работа в данном направлении существенно обогатит речь детей, сделает ее более яркой и правильной. 

Репортаж подготовила учитель-логопед Осколкова Л.А.

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: