Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова
Загадка является малой формой устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с разных сторон.
Загадка легко запоминается, интересна детям в любом возрасте, формирует понятийную сторону речи, повышает внимание, тренирует память и развивает логическое мышление.
Богаты и разнообразны изобразительно-выразительные средства загадки: употребление слов в переносном значении, многозначность слова, олицетворение, многообразие эпитетов и сравнений. Размышления над загадками содействуют обостренному восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка — его морфем. Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной речи. Он становится привычным, доступным, понятным.
Загадки можно разделить по степени сложности на:
1) простые
На спинке иголки
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.
(Ёж)
2) с типичными и нетипичными признаками
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит.
(Чайник)
На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
(Чайник).
3) сравнения
Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.
(Гусь)
4) противопоставления
Кругла, да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь.
(Репа)
Груз несёт, а не осёл,
Рога показывает, а не козёл.
(Улитка)
5) метафорические
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.
(Град)
По типу загадки бывают:
- загадки – иносказания («Стоит матрёшка на одной ножке, закутана, запутана». Иносказательно представлена капуста).
- загадки – описания (загадка о реке «Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит». В ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал о реке.)
- загадки – вопросы («Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все.
- загадки, имеющие шуточные отгадки. Например: «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный – «Май» (всего три буквы). «Каких камней в море нет?» - «Сухих».
- загадки – задачи (Они очень похожи на задачки из школьных учебников. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ — чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Нонет! Одну-то он убил, а остальные — улетели).
Загадки-задачи, как и загадки-вопросы,— неординарны, это своего рода тесты на сообразительность, они развивают, активизируют мыслительную деятельность.
Для детей с нарушениями речи больше подходят краткие, лаконичные загадки, содержащие главные отличительные признаки предмета или явления.
Направления коррекционно - речевой работы с дошкольниками на основе использования загадок
Расширение лексического строя речи:
— расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных, местоимений;
— употребление синонимов и антонимов;
— сопоставление с человеком (олицетворение);
— многозначность слова;
— употребление эпитетов и сравнений, создающих вы-разительную характеристику предмета в загадке.
Формирование грамматического строя речи:
— образование уменьшительно - ласкательных форм существительных и прилагательных;
— согласование имен существительных с именами прилагательными и именами числительными;
— изменение глаголов по родам, видам, временам, числам;
— ознакомление со словообразовательными свойствами суффиксов и приставок;
— со способами образования слов;
— использование предлогов.
Развитие связного высказывания:
— построение предложений с противопоставлением с использованием союзов а и да;
— ознакомление с вопросительными предложениями и их построением;
— с однородными членами предложения.
Использование загадок в работе с детьми с ОНР способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь логически мыслить, но и выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.
Целесообразно при отгадывании загадок ставить перед ребенком задачу: не просто отгадать загадку, а доказать, обосновать правильность отгадки. При осуществлении анализа загадки педагог подчеркивает своеобразие художественного образа, речевых средств, передающих этот образ. Детей учат выделять и запоминать признаки загаданного предмета, применять прием перегруппировки этих признаков, стимулируют самостоятельность и оригинальность мышления.
Таким образом, занимательная форма загадки позволяет легко и непринужденно обучать детей рассуждению и доказательству, самостоятельному анализу текста загадки, поиску путей решения логической задачи. Освоение образного языка загадки, осознание переносного значения слов и словосочетаний возможно при определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.