Версия сайта
для слабовидящих

Правильное произношение – залог правильного чтения и письма

  чт., 18.10.2018

Составитель: учитель – логопед МАДОУ  ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова

Нарушение звукопроизношения у детей – частое явление, наблюдаемое в старших и подготовительных группах детского сада и в начальных классов школы. Причинами таких нарушений могут служить как функциональные, так и органические нарушения речевого аппарата и центральной нервной системы ребенка. Для выявления причин неправильного звукопроизношения ребенка родителям следует обратиться к неврологу и логопеду. Заключение специалистов поможет выбрать верный коррекционный маршрут и предотвратить дальнейшие возможные проблемы ребенка: нарушение письма и чтения.

Родители, провожая своего ребёнка в первый класс, надеются на то, что он будет учиться успешно. Зачастую, если надежды не оправдались, родители начинают искать причину в условиях обучения  ребёнка, в отношении к нему учителя. На самом деле одной  из  причин возникновения этих проблем является  нарушение устной речи ребёнка. Такое нарушение может проявляться в бедности словарного  запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой, в дефектах звукопроизношения (отсутствие или замена звуков речи), в нарушении фонематической стороны речи (неумение различать звуки на слух, выделять их из слова, определять последовательность и количество звуков в слове).

      В период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования,  ребёнок  с нарушением устной речи испытывает трудности в обучении и не может овладеть письмом и чтением в норме в течение многих лет. Так, например, нарушения фонематической стороны речи  приводят к тому, что ребёнок длительное время не может освоить процесс чтения (от 3 до 4 лет): читает по слогам, заменяет или смешивает буквы, искажает окончания, а на письме наблюдаются пропуски букв, слогов, перестановки, замены («снки» – санки, «кичат» –кричат, «довр» – двор, «деди» - дети, «шиски» - шишки, «вазилёк» - василёк). Бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов не позволяет ребёнку овладеть многими грамматическими правилами. Например, дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес» и «лиса», «горит» и «гора», «столица» и «сталь» и поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов. Кроме того, бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.

Необходимо помнить, что устную речь у школьника (особенно младших классов) надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической её стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразительности.

Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения (смешение и замены звуков), в дальнейшем сталкиваются с трудностью в овладении звуковым анализом слова, а как результат - неуспеваемость по письму и чтению.

Характер ошибок, связанных с неправильным звукопроизношением, у учащихся разнообразен:

  • Замены
  • Пропуски гласных и согласных
  • Пропуски слогов и частей слова
  • Перестановки
  • Добавления
  • Разделенное написание частей слова

Овладение ребенком навыками анализа и синтеза слов - одна из важных задач обучения грамоте. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать.

Как же проводятся занятия по коррекции звукопроизношения?

Коррекция проводится поэтапно и последовательно.

  • Сначала логопед готовит органы артикуляции к постановке звуков.
  • Развивается артикуляционная и мелкая моторика.
  • Даются задания на развитие фонематического слуха (т.е. должен слышать эти звуки и выделять из потока речи)
  • На выработку направленной воздушной струи
  • Постановка звуков у каждого индивидуально (по подражанию или с помощью шпателей)
  • Поставленный звук вводится в слоги, слова, фразы, в текст.
  • На самом последнем этапе учим детей различать смешиваемые близкие по звучанию звуки (с-ш, р-л)

Занятия необходимо проводить систематически, не реже трёх раз в неделю, закрепляя материал в повседневной жизни. Следует добиваться того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил звуки, повторяя за взрослым. Просите несколько раз повторить, чтобы закрепить правильное произношение. По окончании обязательно хвалите за старание.

 Для того чтобы помочь детям с нарушениями устной и письменной речи необходима своевременная и систематическая логопедическая помощь, поскольку исправление нарушений звукопроизношения требует профессиональных знаний, а специфические ошибки письма и чтения не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Помните, что нарушения устной речи приводят, во-первых, к нарушению чтения и письма, которое проявляется в стойких специфических ошибках, во-вторых, к снижению учебной мотивации, из-за того, что ребёнку приходится переживать неприятные эмоции по поводу своих неуспехов на уроках чтения и письма. Обращайте внимание  на то, как формируется чтение и письмо у вашего ребёнка в первом классе. Не забывайте, сформированная устная и письменная речь - залог успеха в учебной деятельности.

  Желаю успехов!


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: