Версия сайта
для слабовидящих

Хомякова Л.С. Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка

 

 Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка

Хомякова Любовь Станиславовна,

воспитатель МАДОУ ЦРР – детского сада № 50 города Тюмени

Общепризнанно, что семья является наиболее существенным фактором, влияющим как на творческое, так и на личностное развитие ребенка. Именно в семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть оценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту. Развитию одаренности детей, как показывает наша практика и изучение литературы по этой проблеме, способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. На основе общих познавательных интересов возникают устойчивые дружеские отношения между детьми и родителями. Родители являются непосредственными помощниками детей при подготовке к конкурсам, проектам, праздникам, оформлению портфолио.

Интересной формой совместной работы взрослых и детей является создание лэпбука. Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из зарубежной педагогики и представляет собой самодельную книгу, в которой в сжатом виде собраны материалы по изучаемой теме. Основа Лэпбука - папка или другая прочная картонная основа, на которую наклеены маленькие книжки (мини-книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.

Чем для нас стала привлекательна данная форма работы?

Во-первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал. 

Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

В-третьих, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) Ну и в конце концов, это просто интересно.

Как мы создаём лэпбуки

1. Начинаем мы с выбора темы.

Тема лэпбука может быть любая:

-интересные события, происходящие с ребенком;

-увлечения детей;

-темы недели;

-литературные произведения;

-мультипликационные герои и т.д.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Насекомые". А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

2. План.

После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Например, план лэпбука на тему «Осень»:

1. Книжечка с осенними стихотворениями.

2. Кармашек с загадками.

3. Конверт с осенними листьями.

4. Таблица трёх осенних месяцев «Календарь погоды».

5. Корзинка с плодами осени.

6. Кармашек для новых слов.

3. Создание макета.

Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.

Данная форма работы помогла педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе наблюдения воспитатель узнает, что ребенок делает с большим интересом. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Зачем нужен лэпбук?

1.      Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится :)

2.      Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3.      Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых

4.      Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов, как, например, в нашей семье. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.

5.      Это просто интересно, в конце концов!

 

Хочу предложить вашему вниманию несколько лэпбуков, изготовленных в группе № 6 «Чародеи» МАДОУ ЦРР – детском саду № 50 города Тюмени

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: