Версия сайта
для слабовидящих

Лихошва Ю.В. Здоровая спина - здоровый ребенок

Здоровая спина - здоровый ребенок

или

о путях формирования у старших дошкольников умения сохранять правильную осанку

 

Из опыта работы Лихошва Юлии Валерьевны.

инструктора по физической культуре

МАДОУ ЦРР – детского сада № 50 города Тюмени,

представленного на областном конкурсе

«Мастер педагогического труда» в 2013 году

 

Из-за недостаточной активности, ограничения мышечных усилий и ряда других причин уже в дошкольном возрасте у многих детей наблюдается нарушение осанки. Поэтому для ее профилактики необходимо систематически на занятиях физкультурой использовать специальные коррегирующие упражнения, тренировать мышцы живота и спины.

Необходимо помнить, что наш организм - единое целое, и возникшее заболевание всегда влечет за собой появление цепочки других. Таким образом, между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость.

В феврале 2013 года, после посещения трехдневных курсов в Центре доктора С.М. Бубновского, мною были разработаны новые комплексы специальной корригирующей гимнастики, а также введены новые корригирующие упражнения, которые я широко использую в своей работе с детьми.

Утренняя гимнастика в зале и на воздухе, в сочетании с оздоровительным бегом стала одним из средств оздоровления детей и профилактики нарушений осанки. Уже с 4-х летнего возраста воспитанников в утреннюю гимнастику включаю специальные игровые упражнения для формирования правильной осанки: - «Бабочка», «Пингвин», «Ворона», «Морковь», которые способствуют выпрямлению позвоночника;- «Аист», «Кот», «Рыба», «Суслик» - вытяжению всего позвоночника; - «Дедушка», «Олень», «Червь» - вытяжению поясничного отдела и т.д.

Для работы со старшими детьми, кроме специальных упражнений, в комплекс утренней гимнастики ввожу зарядку - настрой для позвоночника.

На физкультурных занятиях разного типа особое внимание уделяю физическим упражнениям, направленным на предупреждение нарушений осанки.

Вопрос о правильной осанке не может быть полностью решен только на занятиях и корригирующей гимнастике. Необходимы дополнительные индивидуальные занятия с ребёнком в течение дня в детском саду и дома.

Я, как инструктор физкультуры, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями, медицинскими работниками и другими специалистами. Разработали с педагогами и медработниками мини-проекты для детей старших и подготовительных групп, в которых спланировали мероприятия с детьми, родителями в д/саду и домашних условиях, так как семья несет ответственность за формирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигуры ребенка.

Ежемесячно провожу в каждой группе физкультурный досуг или праздник. Некоторые досуги направлены на формирование осанки. Например: спортивно-игровая программа «Хотим быть здоровыми и красивыми», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», спортивный фестиваль, праздник «Крошечки -Хаврошечки» (конкурс красоты), коррекционно- оздоровительный досуг «Путешествие в страну Пилипилюлию» и другие.

Таким образом, в процессе выполнения физических упражнений у детей развивается способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, всей окружающей обстановки.

Разные формы взаимодействия с педагогами и родителями формируют осознанное отношение к сохранению правильной осанки, к своему здоровью.

Вместе с воспитателями провели опрос детей. В результате выявили, что 84% детей считают, что у них красивая осанка. 70% детей осознанно стремятся к тому, чтобы их осанка была красивой. Они объясняют, что делают для этого: стараются сидеть прямо и красиво, берегут позвоночник, занимаются зарядкой и гимнастикой, физкультурой и спортом, делают массаж, спят прямо и т.п.

В течение учебного года постоянно знакомим родителей с уровнем физического развития, с формированием навыков правильной осанки, чтобы совместными усилиями добиваться наилучших результатов в физическом воспитании детей.

На основе результатов диагностики осуществляю индивидуальную работу с детьми в вечернее время, а летом - на прогулке. Дети благодаря индивидуальному подходу становятся успешными и уверенными.

Таким образом, можно сказать, что физкультурно-оздоровительная работа по укреплению и сохранению осанки в нашем детском саду проводится в системе на основе диагностики развития каждого ребёнка, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, в тесном взаимодействии с родителями.

В заключении позвольте сказать, что благодаря продуманной мотивации, индивидуальной работе с каждым ребенком на основе диагностики его здоровья и физического развития, организации совместных мероприятий детей и родителей, введение педагогами системы упражнений в режим дня позволило изменить позицию всех участников образовательного процесса.

В результате использования различных форм организации физического воспитания детей, мы получили следующие результаты:

- дети хотят принимать активное участие во всех мероприятиях, а это значительно повысило сопротивляемость организма воздействию неблагоприятных внешних факторов, снизило заболеваемость;

- благодаря проводимой физкультурно-оздоровительной работе мы смогли вовлечь в воспитательный процесс родителей;

- большинство педагогов и родителей стали осознанно относиться к формированию правильной осанки у детей;

- у детей старшего возраста сформировалась привычка и постоянство навыков в сохранении правильной осанки; они научились самостоятельно и сознательно сохранять красивую осанку в течение дня.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: