Осколкова Л.А., учитель-логопед
МАДОУ ЦРР – д/с № 50 г. Тюмени
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.
С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.
Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:
- Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях. - Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал.
- Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
- Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых.
- Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп).
- Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику. - Развивать зрительно-двигательную координацию.
- Активизировать мыслительную деятельность детей.
- Способствовать положительной динамике развития.
Компьютерные игры
Используемые компьютерные игры в работе логопеда условно можно разделить на несколько подвидов:
- Программно-методические комплексы, электронные учебники
- Образовательные, развивающие игры по развитию речи, коррекции речевого развития, подготовке по обучению к грамоте
- Электронные сборники занимательных игр, направленных на развитие познавательных процессов
- Мультимедийные энциклопедии
Компьютерные логопедические программы
1 Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»
2 Обучающая и развивающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха»
3 Компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»
4 Компьютерная обучающая программа "Баба-Яга учится читать"
5 Компьютерная обучающая программа «Баба –Яга учится считать»
6 Программа говорящая русская азбука Azbuka Pro
7 Детская развивающая игра Домашний логопед. Учимся говорить правильно
8 Мультимедийная игра "Развитие речи. Учимся говорить правильно"
9 Развивающий мультфильм Роберта Саакянца А,Б,В,Г,Д - Учимся читать
10 Азбука для малышей Развивающий мультфильм Роберта Саакянца
13 Серия «Учимся и оздоравливаемся»
Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи взрослого и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.
Презентационные материалы применяются для:
-развития речевого дыхания;
-гимнастики для глаз;
-автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
-дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
-развития фонематического восприятия,
-развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
-усвоения лексических тем;
-развития навыков словообразования и словоизменения;
-развития связной речи и познавательных способностей и т. д.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Компьютерные технологии в коррекционной работе позволяют:
- активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Применяются на разных этапах коррекционной работы;
в разных видах деятельности.
«Играю с мамой. Фрукты. (Ягоды.)»
- обогащение словаря (знакомство с названием, внешним видом фруктов (ягод) , формирование представления о том, как растут и созревают фрукты (ягоды)).
- развитие мелкой моторики (раскрашивание фруктов (ягод) с помощью мышки).
«Играю с мамой. Фрукты. (Ягоды.)»
- обогащение словаря (знакомство с названием, внешним видом фруктов (ягод) , формирование представления о том, как растут и созревают фрукты (ягоды)). - развитие мелкой моторики (раскрашивание фруктов (ягод) с помощью мышки).
«Баба-Яга. Поди туда…»
-классификация предметов по лексическим темам; - развитие зрительного восприятия, внимания и мышления (подобрать узор, узнать по силуэту, «Лабиринт»); - развитие слуховой (выбрать по словесной инструкции от 3 до 6 предметов) и зрительной (запомнить и найти предмет среди ряда похожих на него) памяти; - игра на ориентацию в пространстве ( найти предмет слева от …, вверху и т.д.) - игра «Съедобное – несъедобное». - различение предметов по величине (большой – средний, маленький).
«Несерьезные уроки. Логика и внимание.»
- развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков- развитие слуховой памяти; - развитие зрительного и слухового внимания; - закрепление названий основных и оттеночных цветов.
«Лунтик познает мир»
- обогащение словаря по темам: растения, животные, птицы, профессии; - развитие внимания и памяти; - развитие реакции.
«Лунтик учит буквы»
- знакомство с изображением и названием букв; - нахождение слов с заданной буквой по картинкам; - дополнение недостающих элементов буквы; - развитие слухового внимания.
«Маша и медведь.
Развивающие занятия для малышей»
- развитие зрительного восприятия, внимания и мышления; - развитие слуховой и зрительной памяти; - игра на ориентацию в пространстве. - развитие зрительного и слухового внимания;
«Домашний логопед»
- развитие фонематического восприятия на материале - неречевых звуков; - автоматизация звуков в скороговорках и чистоговорках; - рекомендации родителям (артикуляционная гимнастика в картинках, упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, постановка и автоматизация звуков).
«Занимательная логика для малышей»
- классификация предметов («Разложи картинки») - развитие внимания и мышления («Найди пару», «Четвертый лишний») - развитие памяти («Что изменилось?»)
«Гарфилд малышам
(Учим звуки. Развиваем мышление)»
- развитие фонематического восприятия- развитие навыков звукового анализа; - знакомство с понятиями согласные и гласные звуки- развитие зрительной памяти; - развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков; - развитие логического мышления; - развитие словаря по основным лексическим темам.
«Игры для Тигры»
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока. Каждый блок программы состоит из нескольких модулей. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов:
- «Просодика» (Модули: дыхание, слитность, ритм, высота и тембр);
- «Звукопроизношение»;
- «Фонематика» (Модули: звуки, слова, анализ, синтез);
- «Лексика» (Модули: слова, словосочетания, валентность).
В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, а соответственно и словесно-логического мышления, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог.
Таким образом, с помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь, закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.