Версия для слабовидящих

Предлоги в речи детей с ОНР

  чт., 18.10.2018

Осколкова Л.А., учитель-логопед

МАДОУ ЦРР – д/с № 50 г. Тюмени

 

Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов.

Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова).

Предлоги можно скомпоновать в следующие группы:

1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.

2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов.

3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.

4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.

5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.

6. Сложные предлоги (из-за, из-под).

Однако у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова», так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:

НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)

В – это означает внутри чего-то (в столе)

ПОД – внизу под чем-то (под столом)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)

ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)

ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия).

То же самое проделывается и с предлогом В (каждое действие «оречевляется»). При объяснении значений предлогов можно использовать наглядность – схемы.

После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на них изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога. При этом ребёнок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов. Примеры «оречевления» картинок:

* Чайка летит над водой.

* Белка сидит в дупле.

* Птица сидит на ветке.

* Мяч лежит под книгой.

* Дети играют около дома.

Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т. д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком.

Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи является обучение пониманию и правильному употреблению предлогов. Ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности не позволяют детям самостоятельно овладеть предложными конструкциями. Необходимо помочь детям усвоить правила изменения и соединения слов, научить точно передавать смысловое намерение с помощью языковых средств.

Предлоги в речи ребенка появляются позже всех знаменательных частей речи. Характерной закономерностью нормального развития речи детей является тот факт, что усвоение предлогов осуществляется только после того, как будут усвоены наиболее функциональные элементы языка – флексии (окончания).

У детей с ОНР наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки. Поэтому логопедическая работа по формированию правильного употребления предлогов у детей с ОНР опирается на последовательность в усвоении предлогов в норме.

На логопедических занятиях по формированию у детей правильного употребления предлогов в речи учим понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, в, у, под, около и др. наиболее часто встречающимися в повседневной практике и наиболее простыми в смысловом отношении. Занятия проводятся подгруппами, чередуясь с занятиями воспитателя в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Чтобы привлечь внимание детей к звучащей речи используются игрушки, сказочные персонажи, хорошо знакомые детям предметы. Необходимо научить детей внимательно слушать инструкцию, правильно выполнять требуемое действие. Например, Взрослый кладет кубик на стол и произносит: «Кубик на столе». Предлог на выделяется голосом. Дети делают то же. Затем спрашивают каждого ребенка куда он положил кубик. Если ребенок не может ответит сам, то логопед это делает за него. Сначала детей учат употреблять предлог в словосочетаниях, затем во фразах, не добиваясь четкости произношения слов. После знакомства с несколькими предлогами проводится работа по их дифференциации. Например, просят ребенка показать, где карандаш лежит в коробке, а где накоробке; где мяч лежит на стуле, а где подстулом.

Навыки правильного понимания и употребления предлогов закрепляются воспитателями на индивидуальных занятиях, проводимых во второй половине дня, а так же в процессе всех режимных моментов. Большую помощь могут оказать и родители. Во время консультаций можно рекомендовать им поиграть с детьми дома в такие игры как «Кто где спрятался?», «Что на ёлке, а что (кто) под ёлкой?», «Кошкин дом» и другие.

Дети старшего дошкольного возраста (2-3 уровень речевого недоразвития) знакомятся с предлогами на материале словосочетаний и простых фраз. Начинать обучение нужно с наиболее простых предлогов на, под, обозначающих место действия и легко моделирующихся в процессе наглядной демонстрации. Уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного этими предлогами. Например, четко выделяя голосом предлог на , логопед просит выполнить следующие инструкции:

- Поставь чашку на стол, а машину на стул.

- Положи книжку на стол, мячик на пол, а куклу на кровать.

Когда задания с маленьким словом на будут выполняться без ошибок, можно объяснить правило:

Маленькое слово на, появляется тогда, когда предмет находится наверху.

После объяснения правила взрослый, а за ним дети проговаривают сочетания слов с предлогом на, выделяя предлог голосом. Затем составляют предложения. На занятиях используются не только предметы, находящиеся в группе (игрушки, мебель, посуда), но и картинный материал. Опора на зрительный анализатор всегда дает положительный эффект, поэтому помимо сюжетных и предметных картинок можно использовать схемы предлогов.

После усвоения предлога на, уточняется пространственное расположение предметов, выраженное предлогом под. Дети учатся выделять предлог под в предложении и составлять словосочетания и предложения с этим предлогом по наглядной ситуации, по сюжетным картинкам, по двум предметным картинкам. После усвоения грамматических конструкций с предлогами на и под проводится работа над их различением. Взрослый дает детям «усеченное задание»:

- Положи мяч ... стул, а грибок ... стол, - и спрашивает: - Понятно, как нужно выполнить действия? Я пропустила маленькие, но очень важные слова. А теперь, послушайте ещё раз: Положи мяч под стул, а грибок на стол. Одинаковые или разные действия нужно выполнить? Чем они отличаются?

Необходимо учить детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность. Постепенно задания усложняются: в ряду “маленьких слов” надо выделить, например, слова под и на. Услышав их в ряду: на, из, в, под, около, между, над,ребёнок должен хлопнуть в ладоши.

Можно предложить детям задание на понимание обобщенного значения предлогов на и под: книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? Детей учат добавлять в предложение пропущенные предлоги. При обучении употреблению предлогов с различными падежами дети знакомятся с новыми значениями предлогов.

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: 8 (3452) 30-61-95
Эл. почта: madoy.dc.detctvo@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: