Версия сайта
для слабовидящих

Дефекты прикуса

  чт., 18.10.2018

Материал подготовила Жайворонок О. Б.,

учитель-логопед

Надо ли бороться с вредными привычками у детей?

Профилактические осмотры выявляют у современных дошколят различные зубочелюстные аномалии, ими страдают от 60-ти до 80-ти % детей.

Педагоги часто наблюдают различные «пристрастия» малышей: сосать палец, тянуть что-то в рот, закусывать губки или щёчки, дышать через приоткрытый рот, высовывать язычок, облизывать рот. Невинные, казалось бы, шалости! Надо ли с ними бороться?

Логопеды и стоматологи скажут, что именно эти привычки приводят как к зубочелюстным аномалиям, так и к дефектам звукопроизношения. В норме у трехлетнего ребёнка должен сформироваться правильный молочный прикус: ровные челюстные дуги, верхние и нижние зубки «смотрят» друг на друга, а верхние резцы на 1/3 перекрывают нижние при смыкании челюстей.

При наличии вредных привычек ничего этого не происходит, потому что прикус либо открытый (передний или боковой), либо перекрёстный, либо прогения (нижняя челюсть выдаётся вперёд), либо прогнатия (верхние зубы нависают над нижней губой). При вышеперечисленных нарушениях прикуса добиться этого невозможно ни теоретически, ни практически, стало быть, у ребёнка возможна задержка речевого развития.

Запрограммированные привычки

Взрослые часто неосознанно или осознанно программируют кроху на ту или иную вредную привычку. Доказано: в семье, где курение под запретом, малыш прекрасно обходится без пустышки. Если же кто-то из родителей курит, у малютки есть все шансы родиться не только с никотиновой зависимостью, но и с неврозом. Тогда без соски он не сможет не только спать, но и бодрствовать. Впоследствии пустышка «исчезнет», но ребёнок непременно найдёт ей замену: палец, карандаш, ручку, уголок одеяла…

Если во рту малыша длительное время находился посторонний предмет (бутылочка с соской, пустышка, палец и т.д.), к 3-4-м годам у него формируется аномальный прикус. Постоянное давление пальца либо бутылочки на нижнюю челюсть замедляет её роста, челюстная дуга искривляется, нижние центральные зубы наклоняются внутрь ротовой полости. Они могут «сбиваться в кучу», наезжая друг на друга. Верхняя же челюсть начинает выдаваться вперёд, центральные верхние резцы нависают над нижней губой, возникает прогнатия. Одновременно деформируется свод твёрдого нёба, верхние зубы занимают неправильное положение. Впоследствии подобная «диспозиция» передаётся и постоянным зубам, на фоне всего этого  нередко развивается парадонтит.

К таким же последствиям приводит и привычка малыша прикусывать нижнюю губку. К пяти годам и в том, и в другом случае у ребенка формируется ярко выраженная прогнатия: верхняя челюсть выдаётся вперёд, а нижняя «уходит назад». Произношение звуков при этом приобретает губно-зубной характер: «фапка» (шапка), «фуп» (суп), «вайка» (зайка), «вук» (жук), «вапата» (лапата) и т.д.

Если прикусывается верхняя губка, или по какой-то причине малыш выдвигает вперёд нижнюю челюсть (это действие у него иногда приобретает характер «ритуала»), возникает прогения. Нижняя челюсть занимает главенствующую позицию: нижние передние зубы перекрывают верхние, а нижняя губа подминает под себя верхнюю. Подобный дефект прикуса очень часто бывает наследственным. У малыша с прогенией нередко нарушено носовое дыхание, он предпочитает дышать ртом. В этом случае необходимо провериться у отоларинголога, возможно у него аденоиды. Если не принять своевременных мер по устранению всех этих негативных обстоятельств, звуки у ребёнка появятся поздно, голос приобретёт стойкий гнусавый (носовой) оттенок.

 Открытый прикус

Столь распространенная привычка малыша сосать пустышку и в год, и в два года, а иной раз и в три, провоцирует так называемый передний открытый прикус: между верхними и нижними зубами образуется щель (по центру, или немного сбоку), в которую просовывается язык. В этом положении язык будет находиться как во время приёма пищи, так и при разговоре. И то и другое выглядит не совсем эстетично.

Открытый прикус часто возникает при раннем кариесе передних резцов. В этом случае уже у двух-трёхлетних малышей вместо передних зубов – одни гнилые «пенёчки». Причина раннего кариеса – привычка ребёнка засыпать с бутылочкой, в которой налит либо сок, либо подслащённый чай. Именно сладкие напитки и провоцируют ранний кариес.

Нетрудно предугадать, как у ребёнка с открытым прикусом будут обстоять дела со звукопроизношением: при произнесении свистящих [С], [З], [Ц] и шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] малыш станет неизменно шепелявить, согласные [Т], [Д], [Н], [Л] будут произноситься также межзубно, звуки [Л] и [Р] он не сможет произносить вовсе.

Как исправить прогнатию?

Что конкретно делать, если у малыша прогнатия: абсолютно не «волевой» подбородок, нижняя челюсть «отползла» назад, а верхние зубки, как у кролика, выдаются вперёд? Справиться с прогнатией поможет врач-ортодонт и специальные упражнения для губ и нижней челюсти, которые можно делать и дома.Проделываются упражнения 2-3 раза в день сначала 5 минут, затем - 10-15 минут, сидя перед зеркалом. Не берите для работы с ребенком сразу весь комплекс. Начните с одного-двух упражнений. Когда они будут хорошо получаться, осваивайте следующие, но не забывайте повторять предыдущие. И хорошо бы перед началом домашних самостоятельных занятий побывать у логопеда.

1.Упражнение «Улыбка». Губы естественно улыбаются, зубы сжаты «заборчиком»,т.е. верхние зубы «стоят» на над соответствующими нижними. Передние зубы хорошо видны. Удерживать такое положение не менее 10 секунд (от занятия к занятию время удлиняется).

2.Упражнение «Трубочка». Зубы плотно сжаты. Вытянуть губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении не менее 10 секунд (продолжительность постепенно увеличивается).

3.Чередовать упражнения «Улыбка» - «Трубочка» под счет «раз-два» не менее 10-15 раз. Зубы всё время сжаты! Не торопитесь! Фиксируйте то и другое положение губ.

4.Упражнение «Рыбка». Зубы крепко сжаты, губы вытянуты вперёд. Губы то раскрываются, то смыкаются (как это делает ротиком рыбка в аквариуме).

5.Упражнение «Воронка». Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, рот приоткрыть, зубы разомкнуть. На счет «раз» губы вытянуть вперед «рупором», на счет «два» втянуть губы внутрь рта, подвернув их за зубы (нижняя челюсть по-прежнему выдвинута вперёд!). Сделать не менее 10 повторов.

6.Упражнение «Досада». Покусать нижними передними зубами верхнюю губу не менее 10-15 раз. Зафиксировать это положение в течение 5-10 секунд. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперёд.

7.Упражнение «Литавры». Губы слегка завернуты за зубы внутрь рта. Пошлепать ими одна о другую, издавая при этом характерный похлопывающий звук. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперёд. Проделать не менее 10 раз.

8.Упражнение «Пофыркивающая лошадка». Губы расслабить, пофыркать, как это делает лошадка. Нижнюю челюсть максимально выдвинуть вперёд. Проделать не менее 10 раз.

9.Упражнение «Засов». Нижнюю челюсть максимально выдвинуть вперёд. Подвигать ею из стороны в сторону не менее 10-15 раз с максимальной амплитудой.

10.Упражнение «Прятки».

а) «Спрятать» верхнюю губку, прикусив её нижними передними зубами. Видна только нижняя губа, она тянется вверх к носу. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время выполнения упражнения от занятия к занятию увеличивается);

б) «Спрятать» верхнюю и нижнюю губы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами. Нижняя челюсть при этом максимально выдвинута вперёд. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время выполнения упражнения от занятия к занятию увеличивается).

11.Упражнение «Рубанок». «Поскрести» нижними центральными резцами по верхней губе не менее 10-15 раз. Нижняя челюсть выдвигается вперёд и энергично «работает».

 Как устранить прогению?

Ребёнку надо представить, что его зубки и губки, это «упрямые двери», которые так и норовят «перекоситься».

1.Артикуляционное упражнение «Выравниваем двери»:

а) рот приоткрыть, затем, медленно перемещая нижнюю челюсть назад, установить края нижних центральных зубов на края верхних, удержать это положение 5-10 секунд;

б) рот открыть, затем, перемещая нижнюю челюсть назад, плотно сжать губы, слегка прикусив их зубами, удержать 5-10 секунд.

Что приходится делать, если одна створка двери мешает закрываться другой? Правильно, брать рубанок и убирать всё «лишнее»!

2.Упражнение «Рубанок»: «Поскрести» верхними центральными зубами по нижней губе не менее 10-15 раз. Нижняя челюсть отодвигается назад и активно «помогает» в этой работе.

3.Упражнение «Кролик»:

а) покусать верхними передними зубами нижнюю губку не менее 10-15 раз. Затем захватить нижнюю губу верхними зубами и зафиксировать это положение в течение 5-10 секунд. Верхние передние зубы при выполнении этого упражнения хорошо видны.

б) постараться дотянуться верхними резцами до верхней части подбородка и тоже слегка покусать его. Зафиксировать это низкое положение верхней челюсти на подбородке и удержать его в течение 5-10 секунд. Верхние передние зубы хорошо видны.

4.Упражнение «Прятки»: «спрятать» нижнюю губку за верхние передние зубы и верхнюю губку, прикусив её. При этом видна только верхняя губа, она словно нависает над подбородком, а вот верхние зубы не видны. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время от занятия к занятию увеличивается).

Удачи вам и терпения!


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: