30 апреля вся наша страна отмечает день Пожарной охраны. В гости к ребятам группы «Растишки» пришел сотрудник МЧС. Он рассказал ребятам о снаряжении, о пожарной технике и предметах, которые помогают в нелёгком труде работников пожарной охраны.
|
Педагогически запущенные дети в детском саду.пн., 06.02.2023Когда мы говорим о детях, которые с трудом поддаются воспитанию, которые не могут усвоить принятые нормы и правила поведения, обычно называем их «трудными», трудновоспитуемыми, педагогически запущенными. В каждой группе детского сада такие дети присутствуют. Откуда берутся такие дети? Трудным ребёнок становится не просто так вдруг, ни с того ни с сего. Трудные дети это чаще всего, результат неправильного, неорганизованного процесса воспитания. А именно в дошкольном детстве создаются определённые предпосылки для появления и закрепления отрицательных черт и качеств характера. И если взрослые не сумеют, не смогут дать дошкольнику все то, что необходимо для его нормального развития, у ребёнка появятся определённые трудности в общении с педагогами, родителями и сверстниками, которые впоследствии могут привести к очень печальным результатам. Когда ребёнок совершает какой-либо отрицательный поступок, обычно некоторые взрослые используют методы воздействия, которые имеют сиюминутный результат (поругать, исключить из игры, «посадить на стул, чтобы успокоится», наказать, лишить сладкого и т.д.). В таких случаях не учитывается главное – ребёнок получает отрицательный опыт, но при этом у него не формируется понимание основных нравственных ценностей. В итоге ребёнок получает неблагоприятное воздействие со стороны взрослого и накапливает в себе нежелательные качества характера. В каждой такой ситуации важно разъяснить ребёнку в доступной форме ошибки в его действиях, показать приемлемые и конструктивные пути выхода из сложившейся ситуации. Что влияет на появление педагогической запущенности у детей? 1. Семейная обстановка. Первый опыт взаимоотношений с окружающими приобретается в семье. Система ценностей, что делать можно, а что нельзя, что называют «добром», а что «злом», что «хорошо», а что «плохо» у ребёнка в первую очередь формируются в семье. Очень трудно изменить неправильные представления и поведение ребёнка, не изменив воспитательную ситуацию в семье, не убедив родителей в пересмотре их влияния на ребёнка. 2. Избалованность ребёнка. Такие дети растут в благополучных семьях, имеющих хороший достаток. Обычно ребёнка окружают много взрослых, которые уделяют ему повышенное внимания, каждый старается завоевать любовь и признание любимого «чада». Эти дети в большинстве, знакомы с правилами поведения, но выполняют их только если им это выгодно. В общении со сверстниками обычно проявляют грубость, им сложно играть в коллективные игры, если ведущая роль отдаётся не им. Они выходят из игры и предпочитают совсем не играть, нежели видеть ведущим другого ребёнка. Дошкольники не приучены к труду, имеют завышенную самооценку и представления о своих возможностях, это дети с большими потребностями. 3. Болезненные дети. Такие дошкольники несамостоятельны, капризны, плохо приспособлены к окружающему, в результате чего они с трудом выполняют режимные моменты, пассивны, безинициативны, не умеют за себя постоять. Такие дети должны находиться под медицинским контролем, в дошкольном учреждении необходимо создавать для них все необходимые оздоровительные мероприятия. Каждый случай педагогической запущенности требует специальной психолого-педагогической диагностики. Строить работу по коррекции педагогической запущенности следует в тесной связи с семьёй. Педагоги, психолог и родители должны придерживаться единых подходов, методов и приёмов в воспитании ребёнка Необходимо чётко объяснять ребёнку суть его ошибок, показывать допустимые способы и примеры поведения. При этом ребёнок должен ощущать атмосферу принятия и доброжелательности. Наиболее эффективными методами преодоления трудного поведения являются:
Убеждение используется для формирования правильных нравственных понятий и представлений, правил поведения. Ребёнку необходимо постоянно «упражняться» в поступках, получающих одобрение, в проявлениях положительных качеств. Работа может проходить с использованием детского творчества, трудовой деятельности, дидактических, театральных, музыкальных игр, чтением художественных произведений. Процесс этот длительный, поэтому требует терпения, т.к. часто несмотря на то, что ребёнок соглашается со взрослым, в поведении допускает ошибки «по привычке», используя стереотипные и сложившиеся у него модели поведения. Неудачи коррекционной работы могут говорить о том, что педагог или психолог выбрал неверный путь влияния на ребёнка. В таких случаях целесообразно пересмотреть методы и приёмы воздействия на поведение ребёнка. Ребёнку необходимо чётко ориентироваться в общепринятой системе ценностей, его нужно научить оценивать свои поступки и действия, помогать находить нужные и правильные варианты решений проблемных ситуаций. Следует иметь виду, что если ребёнка обучают определённым правилам поведения, то они должны быть действительны для всех и детей, и взрослых. (Никому нельзя бегать по помещению, громко кричать, хлопать дверью и т.д.). Это правила едины для всех. Для коррекции поведения педагогически запущенных детей следует привлекать всех специалистов детского сада, работающих с этими дошкольниками. Автор репортажа:Наталья Александровна Смирнова, педагог - психолог. |