Логопедический самомассаж с использованием ложек
Подготовила учитель-логопед Бадрызлова С.С.
Самомассаж в логопедической работе является дополнительным средством к массажу, выполняемому специалистом. Самомассаж выполняется ребенком самостоятельно.
Цель такого массажа - стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Одно из главных преимуществ самомассажа – то, что его можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты, а также можно выполнять дома.
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз.
Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Сначала они используют зрительный контроль (с помощью зеркала). Когда движения достаточно отработаны, зеркало убирают, и самомассаж выполняется детьми без зрительной опоры.
Массаж с помощью ложек – эффективный, интересный и доступный вариант для разнообразия приемов самомассажа. Цель такого массажа - укрепление мышц губ, щек, языка, нижней челюсти; выработка более точных движений.
Для выполнения приемов самомассажа ложками понадобятся две ложки из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, не острым кончиком.
В зависимости от возраста используются следующие виды ложек: для подростков и взрослых – десертная, чайная ложка. Для старшего дошкольника и крупного ребенка – чайная ложка. Для младшего дошкольника и мелкого ребенка – кофейная ложка.
Для лица используется чайная ложка. Для выполнения движений во рту, на языке, за щекой и др. – кофейная ложка.
При гипертонусе (напржении) мышц следует периодически опускать ложку в стакан с теплой водой. А при гипотонусе (слабости) мышц – в стакан с холодной водой.
Для начала ребенок знакомится с частями ложки (черенок, горка, ямка, кончик, бок).
Проведение самомассажа проходит в несколько этапов. На начальном этапе взрослый помогает ребенку выполнять массажные движения сидя перед зеркалом, что помогает ребенку контролировать движения. В самомассаже ложками используется классическая схема проведения логопедического массажа: движения проводятся от центра к периферии.
Далее движения производятся самостоятельно. Ребенок выполняет движения с приятным для него усилием, поэтому никогда не сделает самому себе больно. Движения ложками достаточно просты и быстро усваиваются.
Самомассаж ложками вызывает у детей положительную реакцию, интерес и вовлеченность, тем самым повышая эффективность занятий.