Версия сайта
для слабовидящих

Логопедический самомассаж с использованием ложек

  пн., 20.09.2021

Логопедический самомассаж с использованием ложек

Подготовила учитель-логопед Бадрызлова С.С.

Самомассаж в логопедической работе является дополнительным средством к массажу, выполняемому специалистом. Самомассаж выполняется ребенком самостоятельно.

Цель такого массажа - стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Одно из главных преимуществ самомассажа – то, что его можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты, а также можно выполнять дома.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Сначала они используют зрительный контроль (с помощью зеркала). Когда движения достаточно отработаны, зеркало убирают, и самомассаж выполняется детьми без зрительной опоры.

Массаж с помощью ложек – эффективный, интересный и доступный вариант для разнообразия приемов самомассажа. Цель такого массажа - укрепление мышц губ, щек, языка, нижней челюсти; выработка более точных движений.

Для выполнения приемов самомассажа ложками понадобятся две ложки из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, не острым кончиком.

В зависимости от возраста используются следующие виды ложек: для подростков и взрослых – десертная, чайная ложка. Для старшего дошкольника и крупного ребенка – чайная ложка. Для младшего дошкольника и мелкого ребенка – кофейная ложка.

Для лица используется чайная ложка. Для выполнения движений во рту, на языке, за щекой и др. – кофейная ложка.

При гипертонусе (напржении) мышц следует периодически опускать ложку в стакан с теплой водой. А при гипотонусе (слабости) мышц – в стакан с холодной водой.

Для начала ребенок знакомится с частями ложки (черенок, горка, ямка, кончик, бок).

Проведение самомассажа проходит в несколько этапов. На начальном этапе взрослый помогает ребенку выполнять массажные движения сидя перед зеркалом, что помогает ребенку контролировать движения. В самомассаже ложками используется классическая схема проведения логопедического массажа: движения проводятся от центра к периферии.

  • Поглаживание линий лба горками ложек
  • Поглаживание областей щек по кругу
  • Поглаживание височных областей
  • Движение по направлению снизу−вверх по щекам боковой стороной ложки
  • Поглаживающие движения верхней губы кончиками ложек.
  • Аккуратные, но частые надавливания по всей поверхности губ той же частью ложек
  • Разминающие движения щек по кругу горками ложек
  • Те же манипуляции, только по направлению от уголков рта к вискам
  • Похлопывающие движения горками ложек по щекам.

    Источник: «Логопедический массаж ложками» О.И.Крупенчук

Далее движения производятся самостоятельно. Ребенок выполняет движения с приятным для него усилием, поэтому никогда не сделает самому себе больно. Движения ложками достаточно просты и быстро усваиваются.

Самомассаж ложками вызывает у детей положительную реакцию, интерес и вовлеченность, тем самым повышая эффективность занятий.

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: